10 Норма права закон и подзаконные акты

Задача 12 Назовите законы и подзаконные нормативные правовые акты:

1.Указ Президента РФ;

2.Гражданский кодекс РФ;

3.постановление Правительства г. Москвы;

1.подзаконный нормативный акт

3.подзаконный нормативный акт

Другие вопросы из категории

должен содержать не менее трех пунктов, два из которых детализированы в подпунктах

«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» Н.М.Карамзин

машину, а деньги, вырученные от сделки, отдать брату. акогда жена узнала об этом, между супругами произошел скандал.

государством, который обладает общеобязательной силой. По мнению студентки Травкиной, нормативный правовой акт — это решение суда по какому-либо конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. Студентка Ларионова с ними не согласилась. Она считала, что нормативный правовой акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы. Чье мнение является правильным?

A) правовой обычай; Б) юридический прецедент

B) нормативный договор; Г) нормативно-правовой акт

A) коммунизм Б) социал-демократия

B) либерализм Г) консерватизм

A) абзац Б) преамбула

B) диспозиция Г) гипотеза

A) Верховный Суд РФ; Б) Правительство РФ

B) Совет Федерации; Г) Президент РФ

A) только нормативно-правовые акты РФ

Б) нормативно-правовые акты РФ и международные договоры РФ

B) нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ

Г) нормативно-правовые акты РФ и нормы международного права

А) денонсация Б) ратификация В) ротация Г) контрибуция

A) органом опеки и попечительства; Б) органами ЗАГСа

B) органами местного самоуправления; Г) судом

A) законодательная инициатива; Б) обсуждение законопроекта

B) согласование законопроекта; Г) подписание законопроекта

A) представительство интересов

Б) разработка федерального бюджета

B) формирование правительства

Г) определение основных направлений внутренней и внешней политики страны

A) возмещение убытков; Б) конфискация имущества

B) принудительные работы; Г) лишение права занимать определенную должность

A) коммерческая организация; Б) результаты творческой деятельности

B) работы и услуги; Г) честь, достоинство гражданина;

A) указывает истец в исковом заявлении

Б) формулирует ответчик в своих возражениях

B) определяет суд

Г) согласовывают суд, стороны и третьи лица

A) содержащие диспозицию

Б) предоставляющие субъектам возможность выбора собственного варианта поведения

B) определяющие позиции сторон в судебном процессе

Г) исключающие учет различных позиций субъектов в имущественных спорах

A) регулятивные и охранительные Б) общие и специальные

B) обязывающие и запрещающие Г) отраслевые и межотраслевые

А) день получения свидетельства о смерти

Б) день смерти гражданина

В) день вынесения решения об объявлении гражданина умершим

Г) день обращения в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства

pravovedenie.neznaka.ru

5.Нормы права и нпа.Закон и подзаконные акты.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное государством в качестве критерия дозволенного или запрещенного поведения и обеспеченное государственными средствами.

Признаки нормы права:

· носит государственно-властный характер;

Структура нормы права:

· гипотеза – условия, при наличии которых должно исполняться установленное правило, и круг лиц, на которых оно распространяется.

· диспозиция – само правило поведения;

· санкция – меры государственного принуждения в случае невыполнения или нарушения нормы права.

Не все правовые нормы состоят из трех частей, а лишь устанавливающие правило поведения. Нормы-дефиниции, нормы-принципы, исходные правовые нормы обладают высокой степенью абстракции и их структура может быть иной.

Норма права закрепляется в нормативно-правовом акте. Признаками нормативно-правового акта являются: акт исходит от государства; существует особая процедура его принятия; используется письменная форма и сам акт оформляется в особом виде; иерархическая подчиненность; содержание акта составляют правила поведения. Нормативно-правовые акты подразделяются на две группы:

-законы(конституция РФ,законодательство о внесении изменений в нее;федеральные конституционные законы,ФЗ,законы субъектов)

-подзаконные акты(указы президента,постановления правительства,акты министерства РФ).

6.Правосознание и правовая культура.

Правосознаниеэто одна из форм общественного сознания, которая выражает пред­ставления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.

Правосознание — одна из специфических форм общественного сознания. В этом качестве оно включает и аккумулирует политические, нравственные, философские, религиозные, технократические и иные проявления духовной жизнедеятельности людей и является интеллектуальным выражением их общественной и индивидуальной жизни.

В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его прин­ципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружаю­щих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятель­ности); к своему правовому поведению (самооценка).

Правосознание как особая форма сознания — это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настрое­ний и т.п., в которых выражается отношение индивидов, объединений или всего общества в целом, выражающих отношение к праву действо­вавшему, действующему и желаемому.

Правосознание существует «до», «после» права и «параллель­но» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, во­площения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.

Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых ак­тах, оказывает воздействие на сам процесс и результате право­творчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правиль­ных представлений о правовых принципах и нормах, правоот­ношениях, ответственности.

Сущность правосознания проявляется в его особенностях:

1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного со­знания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.

2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом.

Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их требований в правовые отноше­ния. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нравственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.

3. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством юридических понятий и категорий.

К ним, например, относятся такие понятия как «законность», «юридическая ответствен­ность «, «правонарушение « и другие.

4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и направления их развития.

Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений

5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.

Обыденное — определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом.

Профессиональное — представляет собой чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов.

Научное — представляет собой идеи, по­нятия, концепции теоретического освоения права иссле­дователями, научными работниками.

Индивидуальное — это правовые пред­ставления и чувства индивидуума.

Коллективное — правовые пред­ставления и чувства тех или иных социальных групп, клас­сов, слоев общества и общества в целом.

По субъектному составу:

1.Общественное — включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражаюттипичные свойства правовой действительности общества

Основными функциями правосознания являются:

= информационно-познавательная (коммуникативная) — высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как об­ществом в целом, так и отдельным индивидом;

= оценочная — при развитом правосознании легче и пра­вильнее оцениваются те или иные правовые явления;

= регулятивная — высокий уровень правосознания в об­ществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения;

= прогностическая (правового моделирования) — способность предвидеть возможные сдвиги в системе ценностных ориентации, предсказывать характер поведенческих реакций на те или иные норма­тивно-правовые акты, юридически значимые решения государственных органов.

Правовая культура «в целом» есть способ организа­ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас­ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, «что движет правовым процессом». Он сравнивает ее с «общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при­меняется на практике, как его избегают или как им зло­употребляют».

Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

1) доктринально-философский — идеи, концепции, теории права;

2) нормативный — совокупность действующих в обществе правовых норм;

3) институционный — совокупность правотвор­ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор­мы;

4) социологический — правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода «общий знаменатель» всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

Правовая культу­ра — это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали­зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

Правовую культуру определяют:

степень развитости правосознания населения;

уровень развития правовой деятельности;

степень совершенства всей системы правовых актов.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

* психологический элемент (правовая психология);

* идеологический элемент (правовая идеология);

* поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

уровень правосознания и правовой активности общества;

уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);

культура правотворческой, правоприменительной и правоох­ранительной деятельности.

Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы­денным или научным.

studfiles.net

Подзаконные нормативно – правовые акты;

Законэто обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно народом (в ходе референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий свойства прямого действия.

В Российской Федерации действуют следующие виды законов:

1.Конституция РФосновополагающий, фундаментальный правовой акт высшей юридической силы, который закрепляет конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления страны и т.д.

В федеративном государстве может быть несколько конституций: общефедеральная и конституции субъектов федерации.

2. Федеральные конституционные законызаконы, предусмотренные Конституцией и органически с ней связанные.

3. Федеральные законытекущие, регулирующие различные стороны государственной и общественной жизни.

Такие законы носят временный характер.

4. Законы субъектов Федерациинормативные правовые акты, издаваемые представительными органами конкретных субъектов РФ и действующие на территории данного субъекта.

Подзаконный актэто официальный нормативный правовой акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления, который содержит общеобязательные юридические нормы и регулирует свой круг общественных отношений.

Подзаконные акты по отношению к законам имеют вспомогательный характер, они призваны создавать благоприятные правовые условия для всесторонней и полной реализации предписаний и требований соответствующих законов.

К подзаконным нормативным правовым актамРФ относятся:

1) указы Президента РФвысшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ– акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетоврегулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановленияместных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановленияместных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты– это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

studopedia.su

10 Норма права закон и подзаконные акты

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА

Норма права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления взаимных прав и обязанностей участников этих отношений.

Элементы структуры нормы права: 1) гипотеза – описывает обстоятельства, при наступлении которых возникают определенные отношения; 2) диспозиция – устанавливает отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой; 3) санкция – определяет меры ответственности в случае совершения действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы.

Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) принимается парламентом или на референдуме; 2) регулирует наиболее значимые общественные отношения; 3) является нормативным по содержанию; 4) включает максимально общие нормы, которые развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми актами; 5) принимается, изменяется и отменяется с применением особой процедуры – законодательного процесса; 6) обладает верховенством над иными актами, которое заключается в том, что все остальные акты должны быть основаны на законах и не противоречить им. В случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон как акт большей юридической силы. Законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа. Никто не вправе отменить или изменить закон кроме органа, его издавшего.

Виды подзаконных актов: указы президента; постановления правительства; ведомственные акты; акты субъектов Федерации и субъектов местного самоуправления; корпоративные акты, санкционированные государством.

Конституция РФ – универсальный нормативный акт, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Устанавливая основы и принципы иных правовых отраслей, выступает в качестве основы российской правовой системы в целом, обладает верховенством и высшей юридической силой, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений специфическим для данной отрасли методом (уголовное право, гражданское право, конституционное право и др.). Критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Как правило, в каждой отрасли права условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет основные определения, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная – специализированные правовые институты.

www.telenir.net

Норма права. Виды и структура норм права

Норма права — это общеобязательное формально выраженное правило поведения, установленное обществом или государством и направленное на регулирование общественных отношений путем предоставления их участникам юридических прав и возложение на них юридических обязанностей.

1.3а функциональной направленности нормы права делятся на:

регулятивные (правоустанавливающие), которые устанавливают права и обязанности субъектов;

правоохранительные, регламентирующих средства юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, установленных регулятивными нормами.

2. предметом правового регулирования (по отраслям права) — на нормы конституционного, административного, гражданского и других отраслей права. В свою очередь, отраслевые нормы права делятся на две группы: материальные, которые устанавливают желаемое правило поведения, права и обязанности субъектов, и процессуальные, которые регламентируют порядок, формы и методы реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами права.

3. По функциональному назначению нормы права делятся на отправные и нормы-правила поведения.

— нормы-начала, которые закрепляют основные положения, на которых базируется государственный и общественный строй;

— нормы-принципы, которые закрепляют исходные, основные принципы права;

— учредительные нормы, которые содержат положения, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования;

— нормы-дефиниции, содержит полные или неполные определения определенных правовых категорий и понятий.

3.2. Нормы правила поведения непосредственно регулируют поведение людей и общественные отношения и делятся на следующие группы:

— с точки зрения правовых предписаний:

— обязывающие, закрепляющие обязанности субъектов;

— запрещающие, содержащие запрет на совершение тех или иных действий;

— управомочивающие, что предоставляют субъектам определенные права. По форме закрепления желаемого поведения субъектов:

— императивные (категорические), что однозначно закрепляют перечень прав и обязанностей и не допускают никаких отклонений;

— диспозитивные, которые устанавливают права и обязанности, но по согласованию субъектов эти права и обязанности могут дополняться;

— рекомендательные, что устанавливают желательную, но не обязательную поведение.

Существуют и другие способы классификации норм права.

Структура правовой нормы — это ее внутреннее строение, в которую входят взаимосвязанные элементы и которая обусловлена теми общественными отношениями, которые регулирует данная норма.

Основными элементами правовой нормы являются:

Гипотеза указывает на те фактические обстоятельства, при наличии которых реализуется эта норма права, а также на круг лиц, которых данная норма права касается.

Диспозиция содержит права и обязанности участников правоотношений, т.е. само правило поведения.

Санкция указывает на последствия, как правило, неблагоприятные, которые наступают в результате нарушения диспозиции.

Законы и подзаконные акты

Закон — это нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом государства (парламентом) в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы могут приниматься также непосредственно народом через референдум.

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные и обычные. Конституция является ядром правовой системы государства и имеет высшую юридическую силу по сравнению с другими нормативно-правовыми актами. Конституционные законы принимаются, как правило, квалифицированным большинством депутатов парламента и определяют основные принципы государственного и общественного строя, основы правового статуса личности или же вносят изменения и дополнения в конституцию. Обычные законы принимаются простым большинством депутатов парламента и действуют согласно конституционных актов, регулирующих определенные сферы общественных отношений.

Подзаконные акты — это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они призваны конкретизировать основные положения законов.

Критерии для классификации подзаконных актов являются разнообразными. С точки зрения наличия в них норм права они подразделяются на нормативные и индивидуальные. Индивидуальные акты действуют единовременно и касаются конкретного жизненного случая или отдельного индивида или группы конкретно определенных индивидов. Например, указ президента о назначении на должность премьер-министра. Подчеркнем это, потому что, напомним, законы всегда являются нормативными актами.

По субъектам издания и принадлежащим им юрисдикцией подзаконные акты делятся на:

1) общие подзаконные акты, которые действуют на всей территории страны и выдаются главой государства и правительством. Например,

Президент Украины издает указы и распоряжения, Кабинет Министров Украины — постановления и распоряжения;

2) ведомственные подзаконные акты, которые действуют на ограниченную сферу общественных отношений и выдаются министерствами и ведомствами (например, приказ министра приказ председателя Государственного комитета);

3) местные подзаконные акты — это акты, юридическая сила которых распространяется на определенный участок территории страны, например, определенную административно-территориальную единицу. К ним относятся акты непосредственного волевияву территориальной общины, акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Например, глава местной государственной администрации издает распоряжения; местный совет, как и его исполнительный комитет, принимает решение; руководители структурных подразделений местных госадминистраций и исполнительных комитетов местных советов издают приказы; сельские, поселковые, городские головы издают распоряжения;

4) внутренне-организационные подзаконные акты — это акты, регламентация которых распространяется лишь в пределах определенной учреждения, предприятия, организации. Они выдаются руководителями или руководящими органами этих структур.

Отметим, что изложение видов подзаконных актов в такой последовательности не означает их такой же иерархии по юридической силе. Например, решения сельского совета, принятое на основе закона и в пределах своей компетенции, не является "ниже" по юридической силе от любого другого под законного акта. Однако, например, распоряжение председателя местной госадминистрации обязательно должно соответствовать постановлению Правительства Украины, оно действительно имеет меньшую юридическую силу, так как это прямо определено законом.

Система законодательства

В связи с неоднозначным пониманием термина "законодательство" в Украине, он получил официальное толкование Конституционного Суда Украины в решении от 9 июля 1998 г. Согласно этому решению, срок "законодательство" трактуют как совокупность законов Украины, действующих международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой, а также постановлений Верховной Рады, указов, декретов и постановлений Кабинета Министров, принятых в пределах их полномочий и в соответствии с Конституцией и законами Украины.

Если система права представляет собой совокупность норм права, то система законодательства в широком смысле — это совокупность всех действующих в государстве нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов).

Различия между системой права и системой законодательства в основном такие:

1) если базовым элементом системы права является правовая норма, то в системе законодательства — нормативный акт. В этом разрезе структура права соотносится со структурой законодательства как содержание и форма;

2) система законодательства отражает систему права и строится на ее основе. В этом смысле система права имеет первичный характер, а система законодательства — производный.

В отличие от системы права структура системы законодательства имеет не только отраслевую (горизонтальную), но и вертикальную (иерархическую) структуру.

Горизонтальная (отраслевая) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования, т.е. определенными общественными отношениями. Согласно этому критерию можно выделить отдельные отрасли законодательства, которые в целом соответствуют отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство и т.д.). Следует подчеркнуть, что такое соответствие является далеко не полной.

Вертикальная (иерархическая) строение системы законодательства отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы законодательства Украины — Конституция, далее идут законы, другие акты, имеющие силу закона, акты Президента, акты Кабинета Министров Украины, акты министерств и ведомств, местные нормативные акты (в т.ч. нормативные акты Верховной Рады Автономной Республики Крым), локальные нормативные акты.

Систематизация нормативно-правовых актов

Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. Сейчас используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

Кодификация — это деятельность правотворческих органов, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия сводного кодификационного акта (основ законодательства, кодекса, устава, положения и т.п.). В отличие от других видов систематизации, она не только упорядочивает действующие, но и одновременно создает новые правовые предписания. То есть кодификация является усовершенствованием законодательства, по сути. ее значение заключается в укреплении системности законодательства, усилении его юридического единства и согласованности.

Роль инкорпорации заключается в подготовке и издании различных сборников (собраний) действующих нормативных актов при сохранении неизменным их содержания. Сборники законодательства также могут быть систематическими и хронологическими. Особой разновидностью сборников законодательства является Свод законов, который содержит только действующие нормативные акты и обязательно в действующей редакции.

Первичным структурным элементом системы права выступает правовая норма.

studbooks.net

4. Норма права и нормативно-правовые акты. Закон и подзаконные акты

Право состоит из правовых норм. Правовая норма – это первичный элемент права.

Норма права – это установленное или санкционированное государ-ством обязательное правило поведения, обеспеченное государственным принуждением, в целях охраны и регулирования наиболее существенных с точки зрения государства общественных отношений.

Норма права имеет характерное внутреннее строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма права и как эти части взаимосвязаны.

Таких элементов три: гипотеза, диспозиция и санкция.

1. Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в кото­ром указываются, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при на­личии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

2. Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нормы, в кото­ром указывается, каким может быть или должно быть поведение при нали­чии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

3. Санкция (взыскание) – это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нару­шителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет ме­ры юридической ответственности за нарушение определенной правовой нормы.

Все логические элементы анализируемой правовой нормы можно кратко сформулировать так: «Если . то . иначе». Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов.

Нормы права подразделяются на определенные виды по следующим основаниям:

По характеру их обязательности: императивные, диапозитивные.

Императивные – это нормы, которые не могут быть заменены никакими иными требованиями, установленными для данного правоотношения.

Диапозитивные нормы – это правила, применяемые лишь в тех случаях, когда участники правоотношений не выработали иного условия по вопросу, разрешенному в данной норме. Диапозитивные нормы всегда сопровождаются словами «при отсутствии иного соглашения».

По характеру содержащихся в норме права правил поведения выделяют:

— управомочивающие нормы, которые предоставляют право совершать положительные действия;

— обязывающие нормы, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия;

— запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия.

По кругу лиц. Нормы права подразделяются на общие, специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц. Специальные действуют только в отношении определенной категории лиц.

Формой выражения правовой нормы является статья нормативно-правового акта.

Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

1. Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы.

2. Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов содержатся не все её струк­турные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения.

3. Бланкетный способ изложения. При таком способе в статье норматив­но-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, не содер­жится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона.

Важно установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этом основании сформулировать понятие правого закона. Право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью или частично вообще не выражать сути права как объективного мерила человеческой свободы.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. В Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Субъектами Российской Федерации могут приниматься законы.

Подзаконные акты принимаются на основе законов и во исполнение законов. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств (например, приказы Министерства здравоохранения РФ).

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права

Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от научных и идеологических позиций исследователей. Для марксистов право – это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих – промысел Божий. Для рационалистов – сравнительно эффективное орудие регулирования общественных отношений.

Право – универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную систему. Оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы права, но и обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушение, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.

Таким образом, под системой права понимается внутренняя организация права, упорядоченная совокупность правовых норм, которая является результатом общественного развития. Строение системы права можно рассматривать по вертикали и по горизонтали.

В вертикальном строении права обычно выделяют три основных уровня: отрасль права, институт права, норма права.

Отрасль права – это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, бюджетное, уголовное, процессуальное (гражданский, уголовный, арбитражный процесс) и др.

Институты права – это обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, но более мелкие, чем отрасли. Они входят в соответствующие отрасли права. Таковы, например, институт гражданства или институт прав человека, входящие в отрасль конституционного права; институт наследования, образованный нормами гражданского права.

Правовая норма (норма права) – это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указываются круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция – это само правило поведения, в котором устанавливаются права и обязанности лиц. В санкции приводятся меры государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям.

По видам нормы права подразделяются на управомочивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие (требуют должного поведения) и запрещающие (устанавливают запреты на совершение определенных действий).

Горизонтальное строение права позволяет провести его классификацию по отраслям.

• нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения);

• обязательность исполнения норм права всеми участниками общественной жизни;

• утверждение и гарантированность норм права государством;

• является регулятором общественных отношений;

• активно воздействует на общество и государство путем установления общеобязательных правил поведения;

• закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения, а также существующий государственный и общественный строй.

Словом, оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.

Существуют определенные тонкости в употреблении понятия «право». Под правом понимают не только универсальный регулятор общественных отношений, но и обеспеченную законом возможность что-либо делать, иметь и т. п. В этом случае говорят о праве на свободу совести, религии, на информацию, на образование, на пользование достижениями культуры и др. Это субъективное право. Слово «право» часто используют в обыденном, не юридическом смысле: говорят о праве на уважение или о праве на внимание со стороны окружающих.

Не следует забывать еще об одном значении понятия «право». Право является одной из важных духовных ценностей, позитивный смысл которых очевиден, как очевиден смысл добра, отечества, совести и др. В основе права лежит справедливость как его изначальная, идеальная сущность. Поэтому право и закон не тождественны. Закон может быть несправедливым, а значит, неправовым (вспомните «закон о пяти колосках»).

Именно естественное правосознание, как предметное знание о «самом настоящем», едином праве, должно лежать в основании всякого суждения о «праве» и всякого правового и судебного решения, а потому и в основании тех «законов», которые устанавливаются в различных общинах и государствах уполномоченными людьми, под названием «положительного права». Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и «положительное право», и руководимая им внешняя жизнь людей.

И. Ильин, российский философ и правовед

Право реализуется в следующих формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Это – источники права.

Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, приказы и т. д.). Юридические прецеденты (образцы поведения, действий в определенных ситуациях) бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора.

В России источниками права являются законы, подзаконные акты и договоры. В Великобритании, США, других странах, на становление правовой системы которых большое влияние оказало английское право, большую роль играют прецеденты. В России их применяют крайне редко. В странах с прочными патриархальными традициями значительную роль играют обычаи.

Остается рассмотреть вопрос о взаимосвязях государства, права и общества. Самое широкое явление здесь – общество. Общество на определенном этапе развития порождает государство. Государство формулирует право, но и право направляет и совершенствует государство. Под влиянием государства и права изменяется в ту или иную сторону общество. Право общеобязательно как для государства, так и для общества.

Государство и общество взаимосвязаны, но не равнозначны. Государство не сводится к обществу, а общество к государству. Чем совершеннее социально-политические отношения в стране, тем четче разделены функции общества и государства. Велика, например, относительная независимость гражданского общества от правового государства. Многие проблемы социальной и экономической жизни общество решает без помощи и вмешательства государства. Правовое государство не испытывает потребности устанавливать мелочную опеку над гражданским обществом и его отдельными членами. Гражданское общество самоуправляемо и способно оказывать решающее влияние на политику правового государства, на развитие права. О правовом государстве речь пойдет в следующем параграфе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое право? Каковы основные значения этого понятия?

2. Из каких элементов состоит система права?

3. Что представляют собой источники права?

4. Что такое правовая норма и какова ее структура?

5. Каких видов бывают правовые нормы?

Сила закона состоит в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать (латинское изречение).

Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению, юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что обеспечиваются государством. Наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, деформирует обменные связи, ведет к хаосу и в конечном счете к гибели всего общественного организма (Л. Спиридонов, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

В любом ЖЭКе тебе могут дать почитать инструкцию, подписанную начальником ЖЭКа, и сказать, что никаких других законов они знать не знают, а про Конституцию вообще не слышали. В этих случаях всегда надо помнить одно: каждый подзаконный акт – а все эти «указики» называются именно так, – так вот, каждый этот акт не может противоречить ни Конституции, ни законам России, ни указам Президента. А если противоречит, то он не имеет юридической силы и не должен применяться. Если уверен, что закон на твоей стороне, – стой на своем. Вплоть до суда, который защищает все же тебя и закон, а не инструкцию (Л. Семина, общественный деятель).

Право охватывает все важнейшие сферы общественной жизни. Оно закрепляет отношения собственности, выступает как регулятор меры и формы распределения труда и продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует организацию и деятельность государственного механизма (государственное, конституционное, административное право); определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное, процессуальное право); воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особой ролью и спецификой обладает международное право, создаваемое путем соглашений между государствами и регламентирующее отношения между ними (В. А. Туманов, правовед).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Право и закон: общее и особенное.

2. Понятие «право» в русском языке: в чем причины его многозначности?

3. Особенности системы российского права.

4. Нормативно-правовой акт как источник права в России.

law.wikireading.ru