3функции налогов

Материальные потребности (3)

Дифференциальную ренту 1 получает (3)

A. +Собственник лучшего земельного участка

C. +Собственник среднего земельного участка

20. Денежная единица страны, находящаяся в обращении: (3)

A. +Валюта, обслуживающий внутренний рынок

B. +Национальная валюта

21. Имеет отношение к инфляции, обусловленнoй спросом: (3)

A. +Увеличение реальной заработной платы

B. +Рост денежной массы

C. +Избыток совокупного спроса

22. Источник расширенного производства: (3)

B. +Добавленная стоимость

C. +Прибавочная стоимость

23. Идеальное равновесие достигается при соблюдении условии: (3)

A. +На рынке труда должна иметь место естественная норма безработицы

B. +Все предприниматели должны найти на рынке факторы производства

C. +Все индивиды должны найти на рынке предметы потребления

24. Интенсивные факторы экономического роста: (3)

A. +Совершенствование техники

B. +Рост квалификации рабочей силы

C. +Совершенствование технологии

A. +Обесценивание денег по отношению к реальным

B. +Снижение покупательной способности денег

C. +Повышение цен на товары и услуги

26. Инструменты монетарной политики: (3)

A. +Регулирование процентной ставки

B. +Регулирование денежной массы

C. +Изменение норма обязательных резервов

D. Операции на открытом рынке

27. К понятию «качество» экономического роста имеют отношение: (3)

A. +Рост инвестиции в человеческий капитал

B. +Инновации в производстве

28. Кредит при передачи одним банком (кредитором) взаймы другому банку (дебитору) кредитных ресурсов на условиях срочности, платности, возвратности и платежности: (3)

A. +Кредит между двумя банками

B. +Кредит между банками

C. +Межбанковский кредит

29. Конкуренция с точки зрения индивидуального предпринимателя: (3)

A. +Процесс обязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос населения

B. +Борьба за рынки сбыта и источники сырья

C. +Налог на добавленную стоимость

31. Кривая Филипса отражает взаимосвязь: (3)

A. +Безработица падает, инфляция растет

B. +Инфляция растет

C. +Безработица падает

32. Кругооборот индивидуального капитала: (3)

A. +Последовательный переход от одной формы в следующую

B. +Капитал находится в постоянном движении

C. +Капитал выполняет 3функции в сфере обращения и сфере производства

33. Макроэкономические показатели: (3)

A. +Национальный доход (НД).

B. +Чистый национальный продукт (ЧНП).

C. +Валовый внутренний продукт (ВВП).

34. Методы денежно-кредитной политики: (3)

A. +Изменение нормы обязательных резервов

B. +Изменение учетной ставки

C. +Операции на открытом рынке

35. Место Казахстана в международном разделении труда: (3)

A. +Специализация на поставках зерна

B. +Специализация на поставках черного металла

C. +Специализация на поставках нефти и газа

A. + Объем производства на предприятия.

B. +Издержки предприятия.

C. +Цены на отдельных рынках.

Материальные потребности (3)

B. +Продукты питания

A. +Коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.

B. +Коэффициент, отражающий взаимосвязь между изменением инвестиции национального дохода.

C. +Приращение ВНП к приращению инвестиции.

39. Масса денег в обращении определяется : (3)

B. +Прямо пропорциональна величине ВНП и обратно пропорциональна скорости обращения денег

C. +Прямо пропорциональна сумме цен товаров и обратно пропорциональна скорости обращения денег

A. +ВВП по расходам.

B. +По добавленной стоимости.

C. +ВВП по доходам.

41. Моральный износ оборудования: (3)

A. +Когда выпущено более производительное оборудование

B. +Когда созданы аналогичные имеющимся, но более дешевые средства труда

C. +Когда внедрены новые технологии требуют обновления оборудования

42. Наиболее важные цели деятельности фирмы: (3)

A. +Максимизация продаж

B. +Повышение качества продукции

C. +Получение прибыли

A. +Сумма чистого национального продукта (ЧНП) и косвенных налогов на бизнес

B. +Новая стоимость, созданная в старен резидентами и нерезидентами за 1 год

C. +Все виды доходов в рамках национальной экономики

A. +Природные ресурсы и человеческие ресурсы

B. +Накопленные материальные и нематериальные блага

C. +Материальные и культурные ценности

A. +Хозяйство, при котором продукты производятся для внутри хозяйственного потребления

B. +Хозяйство, при котором труд носит универсальный характер

C. +Хозяйство, отличающееся натуральным обменом и не предполагает денежные отношения

A. +Использование части прибавочной стоимости для расширения производства.

B. +Инвестирование прибавочной стоимости.

C. +Капитализация прибавочной стоимости.

B. +Способность людей к труду

C. +Физические и умственные навыки

48. Недобросовестная конкуренция: (3)

A. +Самовольное использование чужого товарного знака

B. +Копирование внешнего оформления товара другой фирмы

C. +Промышленный шпионаж

49. Необходимость многообразия форм собственности: (3)

A. +Борьбой за рынки сбыта, источники сырья.

B. +Необходимостью конкуренции.

C. +Свободой выбора.

50. Номинальный ВВП измеряется: (3)

A. +В рыночных текущих ценах

51. Номинальный ВНП увеличился на 6%, а уровень цен возрос на 10% то реальный ВНП: (3)

A. +Уменьшится на 4%

52. Натуральная форма хозяйствования: (3)

A. +Универсальный характер труда

B. +Непосредственная связь производства и потребления в рамках отдельной хозяйственной единицы

C. +Замкнутость экономической системы

28.Номинальная стоимость денег не изменяется, а цены на товары и услуги возрастают в 2 раза, то покупательная способность денег: (3)

A. +Упадет в 2 раза.

53. На стоимость капитала в денежной форме во времени влияет(3):

B. +Ожидаемая прибыль

54. Определенное благо превращается под воздействием в капитал: (3)

A. +Особого способа использования этого блага

B. +Факторов производства

C. +Субъективное отношение к ценности блага

B. +Материалы и электроэнергия.

56. Ограниченность ресурсов: (3)

A. +С их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех растущих потребностей

B. +В обществе они имеются в таком количестве, которые недостаточно для производства необходимых товаров и услуг

C. +С их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей

57. Олигополия функционирует: (3)

A. +Функционирует пять крупных фирм на рынке.

B. +Функционируют три крупные фирмы на рынке.

C. +Функционируют четыре крупные фирмы на рынке.

58. Основная черта японской модели рыночной экономики (3):

A. +Пожизненный найме рабочих на фирмах

B. +5-летние планы развития

C. +Высокий уровень государственного воздействия на экономику

lektsii.org

/ к ФСППР лекции / 3 Основы теории предпринимательских рисков

Тема «Основы теории предпринимательских рисков»

1. Сущность предпринимательского риска

2. Становление и развитие рискологии

3Функции предпринимательского риска

4. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска

5. Виды возможных потерь от рисков

Риск — это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов.

Законодательно установлено и подтверждено практикой, что предпринимательская деятельность является рисковой, т.е. действия предпринимателей в условиях рыночной конкуренции не могут быть с полной определенностью осуществлены без риска. Риск постоянно сопутствует любому бизнесу. Как правило, наибольшую прибыль приносят операции с повышенным риском.

Существуют объективные причины и факторы, влияющие на появление рисков. Основой появления риска является неопределенность: нельзя заранее просчитать влияние всех факторов на конечные результаты деятельности предприятия, а в процессе осуществления намеченной деятельности многие факторы могут непредсказуемо изменяться. Поэтому предприниматель может нести потери на всех стадиях деятельности и воспроизводственного процесса. Следует заметить, что предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты, но полностью избежать его не может.

Объективной основой появления риска является влияние или воздействие внешней среды по отношению к предприятию. Прежде всего это экономические, социальные, политические и другие условия, в рамках которых осуществляет свою деятельность предприниматель и к изменению которых он вынужден приспосабливаться.

Таким образом, предпринимательский риск — это объективная категория, возникающая под воздействием непредвиденных заранее причин, но в то же время его появление отражается на практической деятельности самого предпринимателя. Следовательно, риск можно понимать как экономическую категорию, выражающуюся в неопределенности исхода намеченной к осуществлению предпринимательской деятельности, отражающей степень неуспеха (успеха) деятельности предприятия по сравнению с заранее планируемыми результатами. В общем понимании предпринимательский риск — это риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

Основные моменты, характерные для рисковой ситуации:

— случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;

— наличие альтернативных решений;

. известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;

. вероятность возникновения убытков;

— вероятность получения дополнительной прибыли.

Каждый предприниматель должен оценивать величину того или иного риска в своей хозяйственной деятельности. Количественная мера предпринимательского риска определяется абсолютным и относительным уровнем потерь, возникающим при осуществлении предпринимательской деятельности. В абсолютном выражении риск может быть определен величиной возможных потерь в материально-вещевом или стоимостном измерении. В относительном выражении он определяется как величина возможных потерь отнесенных к базе, в качестве которой принимается состояние предприятия, расход ресурсов или ожидаемый доход от предпринимательства.

В принятии предпринимателем решения, связанного с риском, важную роль играет его информированность, опыт, квалификация, деловые качества. Предприниматель может быть готов к рискованным решениям в том случае, если уверен в профессионализме исполнителей. Готовность идти на риск в немалой степени определяется под воздействием результатов реализации предыдущих решений, принятых в сходных условиях. Ошибки, допущенные ранее в аналогичной ситуации, диктуют выбор более осторожной стратегии. Принципиальное решение о принятии рискового проекта зависит для предпринимателя, принимающего это решение, от его предпочтений между ожидаемой доходностью вкладываемых в этот проект средств и их надежностью, которая в свою очередь понимается как нерискованность, вероятность получения доходов.

В предпринимательской деятельности практика учета фактора риска была известна еще в древнейшие времена и связывалась обычно со страхованием имущественных ценностей. Так, первые договоры о коллективной компенсации убытков, связанных с риском гибели или повреждения судов при перевозке грузов, были зафиксированы еще в третьем тысячелетии до новой эры в Финикии; аналогичные договоры собственников перегоняемого скота на случай его гибели или кражи составлялись и в Палестине.

Несмотря на древнейшую историческую практику учета риска в предпринимательской деятельности, теоретические аспекты этой категории стали объектом научного экономического анализа лишь с XVIII века.

Начальный этап формирования основных принципов теории риска в предпринимательской деятельности связан с парадигмой экономического анализа классической политэкономии, в первую очередь, с работами А. Смита. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он рассматривал теорию предпринимательского риска на примерах оплаты труда наемных рабочих, функционирования лотерей, практики страхового дела. Смит одним из первых показал, что предпринимательский риск имеет не только экономическую, но и психофизическую природу, доказав что «профессии с высоким уровнем риска гарантируют в среднем более высокую оплату, чем профессии с низким уровнем риска». Этот вывод позднее был положен в основу известного современного постулата теории риска — о взаимосвязи уровней доходности и риска.

Значительный прогресс в развитии теории предпринимательского риска связан с исследованиями маржиналистов. Основу их экономической парадигмы составляла теория предельной полезности, которая позволила им сосредоточиться на микроэкономическом анализе, в частности, на поведении потребителя в условиях неопределенности и риска. Ими предложены ряд известных математических моделей оценки поведения потребителей, принципы которых используются в предпринимательской практике и в настоящее время.

Начальные попытки оценки рисковых решений в условиях неопределенности с учетом поведения потребителей связаны с работами швейцарского математика Д. Бернулли, который выдвинул гипотезу о том, что математическое ожидание выигрыша должно определяться с учетом его субъективной оценки. Впоследствии эта гипотеза была развита известными американскими учеными Дж. Нейманом и О. Монгерштерном и получила отражение в известной в теории риска «функции полезности Неймана—Монгерштерна», а также в работе Нобелевского лауреата по экономике французского ученого М. Алле «Поведение рационального человека в условиях риска».

Во второй половине XIX столетия возникла самостоятельная школа исследования предпринимательского риска, т.е. поведения индивидуумов в условиях неопределенности, основателями которой являлись В. Вебер и Г. Фехнер. Сформулированный ими «Закон Вебера—Фехнера» утверждал, что выбор решений в условиях неопределенности в значительной степени зависит от субъективных оценок уровня риска и доходности конкретными людьми.

В рамках школы маржиналистов дальнейшее развитие теории риска связано с исследованиями Й. Тюнена. Он впервые рассмотрел сущность инновационных рисков в процессе предпринимательской деятельности. Он утверждал, что вознаграждение предпринимателя является доходом за принятие на себя тех рисков, которые из-за непредсказуемости не примет на себя и не покроет ни одна страховая компания. Этот вывод впервые наметил различия между «условиями риска» (т.е. условиями, вероятность которых может быть рассчитана) и «условиями неопределенности» (т.е. условия, вероятность которых непредсказуема и не поддается количественному анализу).

Теория получения сверхприбыли в процессе осуществления рисковой инновационной деятельности была существенно углублена представителями марксистского экономического учения. Согласно К. Марксу, внедрение нового оборудования является одним из двух главных источников сверхприбыли капиталистов (вторым источником выступает принуждение рабочей силы к более напряженному труду). В соответствии с марксистской теорией инновационное инвестирование, несмотря на его высокий риск, является важным средством активного формирования конкурентных преимуществ предприятия.

Значительное внимание проблемам риска было уделено представителями неоклассической экономической школы, среди которых следует отметить работы А. Маршалла. Он отмечал, что большинство предпринимателей ограждает себя от чрезмерного риска; для них общая полезность растущего дохода увеличивается медленнее, чем растущий уровень риска. Впоследствии эта теория А. Маршалла была положена в основу одной из моделей экономического поведения предпринимателей в условиях риска, получившей название «модель неприятия риска».

Определенный вклад в развитие инновационной теории риска был внесен представителем школы институционализма Й. Шумпетером. Он утверждал, что только технологические инновации могут породить положительную ставку процента. Соответственно, предприниматель, осуществляющий инновационную деятельность в условиях высокого риска, является источником всех положительных динамических изменений в экономике.

Американский экономист Ф. Найт в своей книге «Риск, неопределенность и прибыль» (1921 г.) развивает вывод о различиях между исчисляемым и неисчисляемым предпринимательским риском. Первый он четко формулирует как собственно риск, а второй — как неопределенность.

Теория риска получила определенное развитие и в работах представителей экономической школы кейнсианства. В своей статье «Общая теория занятости» Дж. Кейнс акцентирует внимание на неопределенности, господствующей в экономической жизни и не поддающейся вероятностным оценкам. Эта неопределенность в значительной степени влияет на экономическое поведение людей. Вследствие этой неопределенности, отмечал он, инвестиции обречены колебаться вместе с колебаниями доверия в сфере бизнеса, которые не находятся ни в какой предсказуемой зависимости от стандартных экономических величин.

В целом же в экономической науке можно выделить три основные теории предпринимательских рисков: классическую, неоклассическую и кейнсианскую.

Создание классической теории предпринимательских рисков связано с такими экономистами, как Милль, Сениор, Найт и др. Они выделяли в структуре предпринимательского дохода две составляющие:

процент как долю на вложенный капитал (или заработную плату капиталиста);

плату за риск как возмещение возможного риска в предпринимательской деятельности.

Экономический риск можно рассматривать либо как возмещение возможного дохода вследствие принятого решения, либо как получение убытков (наступления неблагоприятных последствий) вследствие реализации неудачного решения. Экономисты классического направления понимали экономический риск только как возможный ущерб вследствие экономического действия. С математической точки зрения риск в данной теории есть не что иное, как математическое ожидание потерь. Именно ориентация экономистов данной школы на одностороннее понимание экономического риска вызывала критику ее положений и явилась причиной создания иной теории предпринимательских рисков, получившей название неоклассической. Ее разработка связана с именами экономистов Маршалла, Пигу, а также экономистов скандинавской школы (Магнуссен и др.).

Основные положения неоклассической теории экономических рисков сводятся к следующему. Предприятие, работающее в условиях неопределенности с прибылью как случайно-переменной величиной, должно руководствоваться двумя положениями:

размерами ожидаемой прибыли;

величиной ее возможных колебаний (отклонений от ожидаемой величины).

Поведение предпринимателя в таких условиях определяется предельной полезностью, т.е. он должен выбрать тот вариант инвестирования средств, в котором колебания прибыли будут меньшими. Из неоклассической теории риска следует, что верная прибыль всегда будет иметь большую полезность, чем прибыль ожидаемого размера, связанная с возможными колебаниями. На этом основании Маршалл сделал вывод о том, что предпринимательский риск в целом неприемлем.

В настоящее время в чистом виде эти экономические теории не существуют, поскольку претерпели определенную трансформацию. Общераспространенной теорией экономического риска сейчас является неоклассическая с теми дополнениями, которые внес известный экономист Дж. Кейнс. Он впервые дал подробную классификацию предпринимательских рисков, дополнив неоклассическую теорию фактором удовольствия. Основным недостатком предыдущей неоклассической теории Кейнс считал недооценку склонности к азарту, часто встречающейся в практике предпринимателей. По его мнению, ради большей прибыли предприниматель, как правило, идет на больший риск.

Дж. Кейнс считал, что стоимость товара должна включать величину затрат, связанных с повышенным износом оборудования, изменениями рыночной конъюнктуры и цен, а также с разрушениями в результате аварий и катастроф, которые он называл издержками риска, необходимыми для компенсации отклонений фактической выручки товара от ожидаемой величины.

Дж. Кейнс отмечал, что в экономической сфере целесообразно выделять три основных вида предпринимательских рисков.

Прежде всего, это риск предпринимателя или заемщика. Этот вид риска возникает только тогда, когда в оборот направляются собственные деньги и предприниматель сомневается, удастся ли ему действительно получить ту выгоду, на которую он рассчитывает.

Второй вид предпринимательского риска — риск кредитора. Он встречается там, где практикуются кредитные операции, и связан с сомнением в обоснованности оказанного доверия в случае преднамеренного банкротства или попыток должника уклониться от выполнения собственных обязательств. Сомнение может вызывать также достаточность обеспечения ссуды в случае невольного банкротства заемщика, когда расчеты на получение предполагаемого дохода не оправдываются.

Третий вид предпринимательского риска — риск инфляции. Он связан с возможным уменьшением ценности денежной единицы и позволяет сделать вывод о том, что денежный заем всегда менее надежен, чем реальное имущество. Кроме того, инфляция отрицательно отражается на инвестировании средств (особенно в долгосрочной перспективе) и ставит должников в привилегированное положение по сравнению с кредиторами.

По мнению Дж. Кейнса, все эти виды предпринимательских рисков требуют предварительной количественной и качественной оценки.

В настоящее время дисциплина предпринимательских рисков занимает виднейшее место в зарубежной литературе. Только в англоязычных странах выходит десяток специализированных журналов, посвященных проблемам исследования экономического риска. Существует Международный институт исследования проблем риска в г. Торонто (Канада). Риск исследуется применительно к управленческой и коммерческой областям деятельности, для биржевых и валютных операций.

Особое изучение проблем экономического риска связано с получением дохода (прибыли). Ученые из Скандинавии и Германии добились успеха в этом направлении.

В зарубежной экономической литературе по этим вопросам наиболее сложной и актуальной считается проблема оптимального варианта инвестирования средств. Предприниматель в этом случае сталкивается с различными видами неопределенностей. В суммарном виде они образуют критическую неопределенность, при которой и возникает элемент риска. Тогда перед предпринимателем возникает сложная задача — определить степень риска по уровню допустимости, учитывая конъюнктуру рынка и другие факторы.

Современный синтез теории риска включает в себя многочисленные его характеристики, связанные преимущественно с практическими аспектами ее использования в разнообразных видах экономической деятельности — страховом бизнесе, банковском деле, инвестициях и т.п. В финансовом менеджменте наиболее широкое использование получили такие теории риска, как «современная портфельная теория» (Марковица, Тобина и др.), модель оценки стоимости финансовых активов (Шарпа, Линтнера, Моссина и др.), модель оценки стоимости опционов (Блэка, Скоулза, Мертона и др.) и ряд других.

Отношение к изучению проблем экономического риска в России было противоречивым. В 20-е годы законодательно оформилось такое понятие, как нормальный производственно-хозяйственный риск. Однако в последующем, со становлением системы строго централизованного планирования и управления, такое изучение было объявлено ненужным. Тем не менее опыт развития других стран, в частности Китая, показал, что в категории экономического риска практически нет места идеологизации этого понятия.

Негативные последствия многих отечественных экономических решений, неумение количественно и качественно оценить степень экономических рисков постепенно привели к пониманию, что исследование этой дисциплины является настоятельной необходимостью. В конце 70-х — начале 80-х годов XX века в нашей стране стало распространенным понятие технологического риска, что подготовило изучение вопросов риска экономического. Однако отставание в этой области ощущается до сих пор. Можно выделить немногочисленные работы, посвященные решению финансовых задач в условиях рисков (С. Кошеленко, В. Чернов), страхованию рисков (Д. Назаров), рисковому или венчурному капиталу (В. Лебедева, А. Стерлин и др.), значению риска в инновационной деятельности (А. Зайченко, А. Пригожин), соотношению риска и управления (С. Макаров). Вместе с тем интерес к изучению данной дисциплины постепенно нарастает, что вызвано объективной необходимостью развития рыночных отношений в стране.

Риск в предпринимательстве выполняет следующие функции:

1. Инновационную функцию предпринимательский риск выполняет, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем. Риск предпринимателя ориентирован на осуществление нововведений, позволяющих преодолевать неопределенность. Большинство предприятий добиваются успеха, становятся конкурентоспособными на основе инновационной экономической деятельности, связанной с риском. Рисковые решения, рисковый тип хозяйствования приводят к более эффективному производству, от которого выигрывают предприниматели, потребители и общество в целом.

2. Регулятивная функция имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска. Таким образом, способность рисковать — один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может быть и деструктивным. Он может стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития того или иного явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, не любые решения можно реализовывать на практике. Они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер, т.е. для получения прибыли предприниматель должен осознанно пойти на принятие рискового решения.

3. Защитная функция проявляется в том, что если для предпринимателя риск — естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск.

Чтобы решиться на риск, предприниматель должен быть уверен, что возможная ошибка не может скомпрометировать его бизнес и имидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности.

4. Аналитическая функция связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных ва­риантов решений, в связи с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее реальные и наименее рисковые. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами. В простых ситуациях (например, при заключении договора поставки сырья) предприниматель опирается, как правило, на интуицию и прошлый опыт. Но при оптимальном решении той или иной сложной производственной задачи, например, принятии решения о вложении инвестиций, необходимо использовать специальные методы анализа, изучения конъюнктуры.

Несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли. Поэтому основная задача предпринимателя — не отказ от риска вообще, а выбор решений, связанных с риском на основе объективных критериев, позволяющих минимизировать риск.

В определенной степени чувствительность к риску у предприятия, имеющего большой капитал или выпускающего многономенклатурную продукцию, будет ниже, чем у небольшого предприятия. Но, с другой стороны, небольшая коммерческая организация является более гибкой и мобильной при изменении рыночной ситуации.

Предпринимательские риски могут возникнуть при осуществле­нии деятельности в результате влияния многочисленных факторов. Они могут возникнуть вследствие внутренних для предприятия решений или вследствие воздействия внешней предпринимательской среды.

Всю совокупность факторов, влияющих на уровень риска предпринимательской деятельности можно разделить на 2 крупные группы: внешние и внутренние.

Внешние факторы подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. К ним относятся: законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность; налоговая система; непредвиденные действия государственных служб; взаимоотношения с партнерами; конкуренция предпринимателей.

Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению. К ним можно отнести: политические условия; экономическая обстановка в стране; экономическое положение в обществе; международные события.

Трудно выделить приоритетность перечисленных внешних факторов, так как они взаимосвязаны: изменение одного фактора может вызвать изменение других и, следовательно, взаимосвязано их влияние на уровень риска. Так, политические изменения, произошедшие в середине 1980-х годов в России, вызвали крупные перемены в экономической среде, что привело к усилению уровня риска экономической деятельности, как для отечественных предпринимателей, так и для их партнеров за рубежом.

Не менее многочисленны и внутренние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Выделяют четыре группы внутренних факторов: стратегия предприятия; принципы деятельности предприятия; ресурсы и их использование; качество и уровень использования маркетинга.

Эти группы факторов включают в себя десятки конкретных действий в каждом предприятии. Очень велико влияние на степень риска таких факторов, как отсутствие профессионального опыта у руководителя предприятия, слабые общеэкономические знания персонала, финансовые просчеты, плохая организация труда, утечка конфиденциальной информации, плохая приспосабливаемость предприятия к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток у персонала знаний в области маркетинга и др.

Анализ современного состояния экономики позволяет выделить следующие причины, приводящие к появлению предпринимательских рисков:

— рост криминализации общества;

— высокие темпы инфляции; политическая нестабильность;

— необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов;

— нечеткость и непрерывная изменяемость законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;

— отсутствие реального предпринимательского права, что препятствует снижению общего уровня риска;

— отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает «моральный» риск любой сделки;

— зависимость предпринимателя от уголовного мира, неспособность и нежелание правоохранительных органов защитить его;

— чрезмерное вмешательство политиков в экономику;

— резкое увеличение аппарата управления на федеральном и местном уровнях;

— неустойчивое налоговое законодательство;

— высокое бремя налогов и обязательных платежей;

— низкий уровень образования предпринимателей по пробле­мам рынка и предпринимательства и др.

Центральное место в оценке предпринимательского риска занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом имеется в виду не расход ресурсов, объективно обусловленный характером и масштабом предпринимательских действий, а случайные, непредвиденные, но потенциально возможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода предпринимательства от запланированной деятельности.

Чтобы оценить вероятность потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует прежде всего знать все виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислить их или количественно измерить как вероятные прогнозные величины.

Потери в предпринимательской деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

1. Материальные потери проявляются в непредусмотренных предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях материальных объектов, оборудования, имущества, продукции, комплектующих изделий, сырья, энергии и т. д.

studfiles.net

Публичная кадастровая карта Владимирской области. Публичная кадастровая карта Владимирской области предоставляет вам возможность найти сведения о земельных участках. Карта включает в себя информацию о стоимости, характеристиках и границах.

Интерфейс простота и удобство, которого помогут вам очень быстро найти нужный участок, безусловно, пригодятся тем, кто собирается приобрести земельную собственность. Карта способна предоставить сведения о земельных наделах на основе данных из официального кадастра РФ. Разработка данного приложения ведется с целью помочь в поиске информации риэлторам и юристам, нуждающимся в оперативных сведениях о стоимости, площади и месте расположения недвижимости. Наверняка заинтересует имеющаяся в кадастре информация и геодезические компании. Помощь, которую предоставляет цифровая карта, заключается в предоставлении сведений о топографии местности, а именно категорию земли и её разрешенное использование, объектах недвижимости, их точное расположение на участках, точных границах, площади, кадастровом номере, кадастровой стоимости, сведения о виде права и собственнике, арендаторе и пр. Еще одно свойство этого приложения снимки из космоса, визуально представляющие местность. Кроме того информация о стоимости земель будет постоянно обновляться что весьма полезно для покупателей недвижимости.

  • Публичная Кадастровая Карта. Выписка из ЕГРП. Кадастровый паспорт. Тридцать третий кадастровый округ – Владимирский. Такое название по кадастровому территориальному разделению получила Владимирская область.
  • Ласково — село в Рязанском районе Рязанской области России. Входит в состав Деревня Ласкова в Рязанской земле впервые упоминается в Повести о Петре и Февронии Муромских, созданной в Сайт строящегося храма в честь святых Петра и Февронии. Ласково Публичная кадастровая карта.
  • Но для регистрации сделки купли- продажи потребуется наличие кадастровых документов: паспорта, выписки. Электронный документ поступает в пользование заявителя в срок 1- 5 рабочих дней, а сумма пошлины минимальная. Заказать любой кадастровый документ можно здесь. Заказать документы из Росреестра.

    Управление Росреестра по Владимирской области информирует о сервисе « Публичная кадастровая карта ». Чтобы получить справочную информацию. Кадастровая карта Муромский район. Кадастровые работы в районе Муромский Вы можете заказать кадастровые работы прямо на нашем сайте. Если вам нужно заказать межевание земельного участка, сделать кадастровый план.

    Росреестр по Владимирской области: публичная кадастровая карта. Снимки выполнены в пределах области и определенных районов, что дает возможность детализации при просмотре снимков при крупномасштабном увеличении.

    Презентація На Тему Microsoft Excel

    Презентация к уроку на тему: Презентация . В диалоговом окне выбрать категорию функции, а затем имя функции Ввести аргументы функций. Слайд 6. Функции для расчета операций по кредитам и займам Функции БС,ПС, КПЕРСлайд 7. Специфика финансовых функций: Все аргументы функций, означающие расходы денежных средств ( например, ежегодные платежи ), предоставляются отрицательными числами, а аргументы, означающие поступления ( например, дивиденды ) — положительными.

  • Слайды и текст этой презентации. Microsoft Excel Электронные таблицы Microsoft Excel предназначены для создания и редактирования табличных (бухгалтерских) документов, создания диаграмм, простых баз данных, анализа данных.
  • Презентация к занятию по изучению Microsoft Excel 2007. В презентации рассматриваются меню программы, основные действия и команда.Рассматривается организация данных, в сравнении с Microsoft Excel 2003.
  • Урок – презентация на тему : « MS Excel : основы работы» Выполнила: Преподаватель. Основы работы с табличным процессором Назначение и.

    Слайд 8. Специфика финансовых функций: 2. При непосредственном вводе формулы в ячейку необходимо следить за тем, чтобы каждый аргумент находился строго на своём месте . Если какие- то аргументы не используются, вместо них следует поставить соответствующее число разделительных знаков. Слайд 9. Описание аргументов финансовых функций Аргумент функции Описание аргумента бз или бс Будущая стоимость фиксированных периодических выплат Выплата Фиксированная периодическая выплата кпер, число. Синтаксис функции : =БС(ставка; кпер; плт; пс; тип)Слайд 1.

    Описание синтаксиса функции БС Ставка — процентная ставка за период. Кпер — это общее число периодов платежей Плт — это выплата, производимая в каждый период; это значение не может меняться в течение всего периода выплат. Обычно плт состоит из основного платежа и платежа по процентам, но не включает других налогов и сборов. Если аргумент опущен, должно быть указано значение аргумента пс. Пс — это приведенная к текущему моменту стоимость или общая сумма, которая на текущий момент равноценна ряду будущих платежей. Если аргумент нз опущен, то он полагается равным 0.

    В этом случае должно быть указано значение аргумента плт. Тип — число 0 или 1, обозначающее, когда должна производиться выплата. Если аргумент «тип» опущен, то он полагается равным 0.

    Презентация на тему Электронная таблица MS Excel. Электронные таблицы Excel Одно из самых популярных средств управления электронными таблицами — программа Microsoft Excel. Загрузить презентацию. Похожие презентации. Презентация на тему: Microsoft Excel. Скачать эту презентацию.

    В конце периода; 1 — В начале периода. Слайд 1. 3Задача. Рассчитать, какая сумма окажется на счёте, если 1. Проценты начисляются каждые полгода. Слайд 1. 4Решение В условии задачи заданы годовой процент и число лет вклада. Если % начисляются несколько раз в год, то нужно подсчитать общее число периодов начисления %. При ежемесячном учёте % общее число периодов начисления равно: 1.

    Ставка за период начисления: 6% : 1. Аргумент плт = — 1. Эта функция является обратной БС. Синтаксис функции: =ПС (ставка; кпер; плт; бс; тип)Слайд 1. Описание синтаксиса функции Ставка — процентная ставка за период.

    Кпер — общее число периодов платежей Плт — выплата, производимая в каждый период и не меняющаяся за все время выплаты ренты. Бс — требуемое значение будущей стоимости или остатка средств после последней выплаты. Тип — число 0 или 1, обозначающее, когда должна производиться выплата. Слайд 1. 8Функция КПЕР Предназначена для вычисления общего числа периодов выплат как для единой суммы вклада, так и для периодических постоянных платежей. Синтаксис функции: =КПЕР(норма; выплата; нз; бс; тип)Слайд 1. Описание синтаксиса функции Ставка — процентная ставка за период.

    Плт — выплата, производимая в каждый период; это значение не может меняться в течение всего периода выплат. Обычно платеж состоит из основного платежа и платежа по процентам и не включает налогов и сборов.

    Пс — приведенная к текущему моменту стоимость или общая сумма, которая на текущий момент равноценна ряду будущих платежей. Бс — требуемое значение будущей стоимости или остатка средств после последней выплаты. Тип — число 0 или 1, обозначающее, когда должна производиться выплата. Слайд 2. 0Задача Рассчитать, через сколько лет вклад размером в 1 млн.

    БС = 1. 00. 00. 00. Слайд 2. 2Ответ =КПЕР (1. ИЛИ: Слайд 2. 3Функции Excel для расчета амортизации Функции АСЧ, АМР, АМГДСлайд 2. Аргументы функций для расчета амортизации Аргумент Значение аргумента Время.

    Период Период, для которого требуется вычислить амортизацию Стоимость или ликвид. В этом случае амортизационные отчисления одинаковые, а совокупные отчисления к концу последнего расчетного периода равны стоимости амортизируемого имущества Синтаксис функции: =АМР (стоимость; ликв.

    bertylarrow.weebly.com

    Антимонопольное регулирование в России

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

    По Экономической теории

    н аименование дисциплины

    выполнил студент второго курса

    специальность 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    г руппа ЗБА -11 шифр

    д омашний адрес

    Руководитель Симунин Е.Н. , к.э.н.

  • Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.
  • 1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………..5

    1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России….…16

    1. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России
    2. 2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………. 27

      2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем………………………………..46

      2.4 Список использованной литературы…………………………………52

      Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

      С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

      В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

      Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

      Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.

      Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики — электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России» контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» — 94 % внутреннего газового рынка, МПС — 77% грузооборота. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

      Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики

      Зарубежный опыт антимонопольного регулирования

      Одной из наиболее развитых стран в области антимонопольного регулирования экономики является США. Государственное регулирование в этой стране осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства в вопросах построения внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных решений.

      В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику США, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

      Объектом антимонопольного регулирования являются поведение компаний и институциональная структура экономики. Последняя, согласно антимонопольным нормам должна быть «эффективной», то есть при определенном объеме находящихся в распоряжении общества ресурсов максимизировать в количественном и оптимизировать в качественном отношении производство потребляемых обществом благ. Такова, по их мнению, структура, состоящая из экономически и юридически независимых друг от друга конкурирующих между собой на рынке компаний, каждая из которых самостоятельно определяет характер создаваемой продукции и объем ее выпуска. Воздействие же антитрестовского законодательства осуществляется на состав хозяйственных единиц, их экономическое поведение и ряд форм взаимоотношений между ними.

      Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде хозяйственного права США под названием «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах:

      Закон Шермана (1890 год).

      Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». В этом законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать. какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление».

      Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.

      Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем — либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными — могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов.

      Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.

      Органы Федерального правительства, контролировавшие исполнение Закона Шермана, в ряде случаев преуспели в реализации антимонопольных программ. Наиболее запомнившиеся вехи на этом пути- демонополизация и разукрупнение «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 году. Тем не менее, в эту пору целый ряд должностных лиц высказывал сомнения во всеобъемлемости мероприятий, регламентированных Законом Шермана. Дело в том, что в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе монополий, возникших в результате слияний. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке, трактовались здесь расплывчато и двусмысленно. Поэтому в 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили:

      запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;

      накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;

      запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;

      запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

      Одновременно с Законом Клейтона Конгресс США ратифицировал Закон о Федеральной торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт давал Федеральной торговой комиссии США — вновь созданному и независимому органу — полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК наблюдает за рекламной практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере. Значение данного органа лежит, скорее, не в расширенном толковании незаконных средств и методов ведения бизнеса, а именно в создании независимого от влияния монополистических структур института, имеющего право возбуждения судебных разбирательств.

      Закон Робинсона- Питмэна (1936 год)- запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

      К 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера- Кефовера, которой уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера — Кефовера ограничивала вертикальные слияния.

      Непосредственный объект антимонопольного регулирования – хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных отраслях производства и сферах коммерции — столь многогранен, что не может быть полностью охвачен некими специально выработанными правилами, оформленными в виде законов. Именно этим объясняется и определенная обобщенность формулировок основных антитрестовских законов, и неоднозначность их толкования судами при разборе конкретных дел, и эволюция подходов органов антимонопольной защиты к предмету их деятельности, и смена приоритетов антимонопольного регулирования.

      Неоднозначность исхода процесса формирования структуры рынка в

      результате стратегических шагов действующих на нем компаний с точки зрения воздействия на интересы потребителя и общества в целом диктует необходимость индивидуальной оценки при разборе конкретных антимонопольных дел. Вместе с тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для выполнения в любом случае. К их числу относится, прежде всего, перечень видов коммерческой практики, запрещенных законом т.е. так называемых нарушений per se . Доктрина нарушений per se была выдвинута в 1940г. В их число вошли, прежде всего, такие нарушения, как:

      Горизонтальное фиксирование цен (т.е. заключение соглашения цен на рынке между действующими на нем компаниями-поставщиками.)

      Бойкот (полное или частичное прекращение деловых отношений с аутсайдерами-поставщиками или потребителем продукции в целях навязывания своих условий ее реализации).

      Раздел рынка между компаниями поставщиками на сферы сбыта.

      Раздел и закрепление покупателей между компаниями-поставщиками в результате договоренности между последними.

      Лишение конкурентов возможности действовать на данном рынке.

      Главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью в США проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

      Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антимонопольное законодательство, заключается в следующем: а каковы те экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Существуют вопросы, которые предстоит каждый раз решать государственным службам:

      что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен?

      какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате?

      какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом?

      Все эти проблемы показывают, насколько сложным является практическое воплощение в жизнь антитрестовского законодательства. Государство должно балансировать между опасностью разрушительного монополизма и опасностью ограничения конкуренции. Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей) за счет других.

      Со временем антимонопольное право приобретает большую гибкость в каждом конкретном случае, и в него вводится использование правила разумности, которое предполагает получение судом гораздо большего объема информации, так как, в отличие от принципа per se, его использование строится не на прямых, а на косвенных уликах. Определение законности или незаконности тех или иных действий компании с позиций правила разумности ставится в зависимость от результата анализа их последствий для общества и сохранения для других фирм возможности заниматься бизнесом в данной сфере.

      Как правило, американские суды допускают возможность искусственного

      занижения цен и целесообразность использования количественных методов его выявления лишь при выполнении следующих двух условий:

      Рынок, на котором действует компания, против которой выдвигается иск по обвинению в сбивании цен, должен обладать рядом особенностей, позволяющих говорить, что он сравнительно легко подвержен инфляции.

      Данная компания должна занимать выраженные лидирующие позиции на рынке, что выражается, прежде всего, в преобладании ее доли в производстве.

      В каждом антитрестовском деле, в котором был установлен факт монополизации, имеется не только виновная, но и потерпевшая сторона, понесшая конкретный ущерб. Это ставит вопрос о его компенсации, процедура решения которого также входит в инструментарий противодействия монополизму.

      Доказательство факта нанесения ущерба осуществляется в соответствии с буквой раздела 4 Акта Клейтона и требует достоверного свидетельства, отвечающего двум критериям. Прежде всего, требуется подтвердить, что «бизнесу или собственности» потерпевшей стороны действительно нанесен ущерб, а потом доказать, что он действительно был понесен «по причине нарушения антитрестовских законов ответчиком».

      В большинстве случаев в качестве соискателя компенсации выступает конкурент ответчика. В этом случае простейшим для суда способом доказательства нанесения ущерба является сопоставление объема продаж истца до нарушения антитрестовского законодательства ответчиком и после. Но существует возможность также доказать, что истец потерпел убытки даже в том случае, если в период нарушения ответчиком антитрестовского законодательства уровень доходов истца не снижался и даже возрастал.

      Помимо самого факта ущерба, истец, чтобы получить компенсацию, должен также доказать, что этот ущерб был понесен им в результате нарушения ответчиком именно антитрестовского законодательства. То есть истец должен убедить суд в существовании причинно-следственной связи между противоречащим интересам развития конкуренции поведением ответчика и возникновением ущерба. Как правило, такая зависимость выявляется на основе тщательного анализа сложившейся конкретной ситуации и опроса многочисленных свидетелей. При этом принципиальное значение имеет доказательство того, что истец потерял, например, часть рынка сбыта именно вследствие действий ответчика, а не в результате своей более низкой конкурентоспособности.

      Наконец заключительным шагом в решении вопроса о возмещении ущерба является определение его объема. Традиционно американские суды стремятся избежать произвольного или основанного на догадках заинтересованных сторон определения ущерба от ущемления конкуренции. В то же время установление ущерба как бесспорного факта также практически невозможно, так как оно основывается на сопоставлении фактических данных с гипотетическими, например, с объемом продаж, который был бы у истца, не нарушь его конкурент-ответчик антитрестовского законодательства . Поэтому суды всегда тщательно рассматривают выкладки соискателя возмещения ущерба, учитывая выкладки противоположной стороны.

      Исполнительные органы власти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений. Например, министерством юстиции издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые попадают под действие антитрестовского законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33%- для одного предприятия, 50%- для трех, 66,6%- для пяти.

      Антитрестовское, как впрочем, и большинство других видов

      законодательств, нацелено не только и не столько на то, чтобы покарать его нарушителей, сколько на то, чтобы предотвратить сами нарушения . По сути, оно является инструментом регулирования, нацеленного на формирование социально приемлемого распределения общественных производственных ресурсов между хозяйственными субъектами, а, следовательно, и уровня цен. Карающие же функции антитрестовского законодательства скорее используются для предотвращения отклонений от подобного состояния экономики, нежели носят характер самоцели. Этим, в частности, объясняется и относительная мягкость самих наказаний за нарушение антитрестовского законодательства, то есть в целом оно носит превентивный профилактический характер.

      В настоящее время подход к проблеме законности стратегического

      поведения той или иной компании формулируется судами США следующим образом. Для доказательства его противоправности необходимо наличие в действиях ответчика трех признаков:

      Намерения получить монопольную силу, способность влиять на хозяйственные решения других компаний, чтобы контролировать цены;

      Предпринять действие, трактуемое в практике судопроизводства как попытка монополизации.

      Когда намерение установить монополию исходит со стороны доминирующей или одной из ведущих фирм, имеющих на данном рынке реальную возможность его осуществить, американским судопроизводством определяется «опасная вероятность успеха» монополистических устремлений. Иначе говоря, для признания компании виновной в попытке монополизации доказательство наличия у нее намерения монополизировать рынок есть необходимое, но не достаточное условие. Обязательно также надо представить свидетельство наличия «опасной вероятности успеха» действий, направленных на установление монополии.

      Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незаконными изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное законодательство строилось на принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое «правило разумности», одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как «неразумные» согласно принципам общего права.

      Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие средства регулирования конкуренции, что в целом открыло для них и возможность более гибкого подхода к регламентации монополистической практики, и широкое поле судебного усмотрения. Так, в американской правовой литературе указывается, что отрицательные последствия жесткого правила незаконности монополий как таковых могут быть устранены тремя способами: более узким толкованием этого правила, установлением исключений из него и использованием как первого этапа в более широком анализе монополистической практики в рамках применения «правила разумности».

      Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и его антипода — конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.

      Как видно, в США достаточно высокий уровень организации процесса государственного регулирования монополии, основанный на букве закона. Среди всех рассмотренных моментов государственного регулирования особое внимание привлекает то, что частные компании допускаются в регулируемые отрасли на конкурсной основе. С одной стороны это позволяет государственным органам контролировать уровень цен на соответствующие товары и услуги, с другой стороны, достигается решение ряда вопросов не связанных с экономикой напрямую, и, наконец, третий и основной аспект – достигается решение антимонопольных задач.

      Область проблем антимонопольного регулирования в России

      Пожалуй, наиболее важной проблемой антимонопольного регулирования является высокая степень административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления.

      К элементам чрезмерного государственного монополизма в настоящее время можно отнести сохранение всё ещё весьма высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях индустрии, замедленные темпы разгосударствления в деревне, сохранение за государством контрольного пакета акций значительной части приватизированных предприятий, сохранение возможностей для значительной части государственных предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от результатов их производственной деятельности, попытки сплошного «охвата» предприятий различными формами государственного административного контроля, насильственного объединения нежизнеспособных производств с сильными предприятиями с целью поддержания на плаву фактических банкротов, промонополистическая политика государства по отношению к естественным монополиям.

      Одним из специфических обстоятельств, характерных для современного периода осуществления антимонопольной политики в России, является то, что решение задачи преодоления элементов чрезмерного государственного административного монополизма предполагает в ближайшей перспективе определённое оживление самого же этого монополизма. Так получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм — большое зло, но, в то же время, только благодаря усилению прямого вмешательства государства в экономику можно добиться ускоренного выхода страны из состояния глубокого кризиса и расчищения дороги для становления эффективных рыночных структур.

      В условиях перехода к рынку, точнее, при тех обстоятельствах, в которых сейчас находится экономика России, при решении вопроса о допустимости или недопустимости использования тех или иных элементов государственного административного монополизма целесообразно, не упуская, безусловно, из виду критерий ущерба для конкурентной борьбы, учитывать всё же в первую очередь критерий оздоровления экономики. То есть, решая вопрос о том, прогрессивна или не прогрессивна та или иная конкретная форма государственного административного монополизма в наших условиях, необходимо (хотя бы в ближайшие годы) руководствоваться, прежде всего, оценкой способности той или иной монополистической формы повлиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов в экономике.

      Безусловно, трудности перехода к рынку многим предприятиям легче переносить в рамках различного рода объединений и холдингов. Но в условиях современной отечественной экономики важно не допускать таких форм, которые позволяли бы предприятиям возвращаться опять к удобному и привычному для них административному распределению ресурсов, гарантиям сбыта, размыванию экономической ответственности, гарантиям поддержки нежизнеспособных за счет сильных и передовых, которые при этом становятся донорами поневоле. Если государство пойдёт на то, чтобы насильно опять заставлять жизнеспособные предприятия кормить слабых, то вместо ожидаемого оживления экономики может быть получен прямо противоположный результат.

      Сложности встают перед антимонопольной политикой России и при решении вопроса о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. С одной стороны, безусловно, необходимо подавление безудержных стремлений предприятий-монополистов к взвинчиванию цен на свою продукцию, как одного из главных факторов усиления инфляции. С другой стороны, учитывая кризисное состояние экономики России и объективно большие возможности крупных предприятий по увеличению объёма выпуска продукции, снижению издержек, проведению научно-исследовательских работ и освоению новых видов продукции, неизбежно сочетание курса на сдерживание производственных монополий с разумной поддержкой определённой их части.

      Безусловно, формирование концернов, обеспечивающих более рациональную и эффективную организацию целой группы ведущих предприятий отрасли, объединяющих предприятия с общей сырьевой базой и технологией, активно проводящих курс на диверсификацию производства, совершенно не равнозначно многочисленным попыткам воспроизводства былых замкнутых гигантских искусственных монополий, объединявших все предприятия той или иной отрасли, независимо от интересов этих предприятий, и координировавшихся соответствующими министерствами или госкомитетами.

      Разграничение монопольных структур различного характера, т.е. выделение тех из них, которые способны оздоравливать экономику, и тех, которые тянут её назад, к временам массового экономического иждивенчества, является важной задачей современной российской антимонопольной политики.

      Особенно перспективным представляется создание концернов и финансово-промышленных групп, центрами которых являются предприятия, выпускающие конкурентоспособную наукоёмкую экспортную продукцию.

      Конечно, создание крупных организационно-хозяйственных структур несёт в себе прямую угрозу усиления тенденции к росту производственного монополизма. Но, во-первых, наличие большого количества малых раздробленных предприятий далеко не во всех случаях является гарантом наиболее развитой и эффективной конкуренции. Во-вторых, должны быть исключения из антимонопольного законодательства для тех предприятий и объединений, которые успешно отстаивают позиции страны на внешних рынках. В-третьих, речь ни в коем случае не должна идти о сплошном объединении всех предприятий в промышленно-финансовые группы или концерны. С позиции эффективной антимонопольной политики не противоречащими ей являются лишь такие промышленно-финансовые группы и концерны, которые связаны преимущественно с вертикальной интеграцией входящих в них структурных звеньев. В-четвёртых, антимонопольная политика в современных условиях России не может выступать как самоцель, и должна использоваться лишь как один из рычагов и инструментов преодоления отсталой отраслевой структуры экономики и повышения уровня её эффективности.

      Немало проблем при проведении современной антимонопольной политики в России возникает в связи с недостаточной проработанностью широкого круга законодательных материалов и других официальных нормативных актов, связанных с монополиями и монополизмом. При этом в условиях современной России большую роль при проведении антимонопольной политики играют содержание и направленность нормативно-правовых актов по многим другим вопросам, особенно по вопросам, связанным с процессами разгосударствления и приватизации, развитием малого бизнеса, организацией налоговой системы страны.

      Прежде всего, не способствует проведению антимонопольной политики слабая законодательная проработка вопроса о мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Фактически до сих пор в законодательстве России нет достаточно развёрнутого и действенного закона о системе мер государственной поддержки малых предприятий, системе гарантий достаточно полной реализации намеченных государством мероприятий по поддержке и стимулированию развития малого бизнеса. В общем, в современных законодательных материалах не выделено даже достаточно чётко само явление «малый бизнес» и не отражено его место в обновлении экономической системы страны. До сих пор есть только один официальный документ, в котором особо выделяется понятие малых предприятий и разъясняются критерии такого выделения. Имеется в виду Постановление Совета Министров РСФСР № 406 от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

      Что касается льгот, предоставляемых современным российским законодательством малому бизнесу, то они пока касаются лишь некоторых вопросов, связанных с выплатами налогов, прежде всего на прибыль. Очевидно, российским законодателям представлялось, что данный объём льгот является достаточным для успешного развития малого бизнеса. Между тем в других странах государства оказывают поддержку малым предприятиям в гораздо больших размерах.

      Как известно, к настоящему времени издано Постановление Совета Министров- Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В этом постановлении правительство только ещё обязывает соответствующие органы обеспечить разработку проекта закона о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, расширяющих льготы для малого предпринимательства при внесении налогов на прибыль и добавленную стоимость, о предоставлении льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, обеспечивающих кредитами малые предприятия, занимающиеся производственной деятельностью. Данное постановление, как и большинство других официальных документов России, не имеет очень важного раздела — о механизме обеспечения реализации намеченных актуальных мероприятий и даже в случае его самой активной реализации, не сможет обеспечить развитие малого бизнеса в таких масштабах и с такой эффективностью, какие необходимы для формирования действенной альтернативы сложившимся производственным монополиям, господствующим пока на российском «полурынке». В данном документе фактически вообще не выделяется организация необходимой рыночной инфраструктуры для малого бизнеса.

      Не отличается достаточной последовательностью и «приватизационная часть» современного российского законодательства.

      Что касается закона о приватизации и программы приватизации, то в них нет достаточно чёткой увязки задач приватизации с

      xreferat.com