Новые законы по охране окружающей среды

/ Закон об охране окружающей среды

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права

С принятием нового Федерального закона «Об охране окружающей среды потерял силу прежний Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР знаменовал новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Его значение заключалось в том, что он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе.

Новый закон, в основном, заимствовал структуру прежнего. В нем содержится:

— глава I. Общие положения;

— глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды;

— глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

— глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

— глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

— глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

— глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

— глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

— глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

— глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

— глава ХI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

— глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды;

— глава XIII. Основы формирования экологической культуры;

— глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;

— глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

— глава XVI. Заключительные положения.

Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Учитывая в основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства носят условный характер. К таким достоинствам можно отнести, в частности, претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется ввиду попытка более широко, в сравнении с прежним законом, предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к прежнему Закону высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве.

В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26). Особенно важно то, что закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира, в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.

Законом установлен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий. Под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

В виду дефектов практики введения в эксплуатацию предприятий и иных объектов, достоинством Закона об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды объектов (ст. 58).

В условиях развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование статьи 53 о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Новый закон предусматривает установление зон экологического бедствия (ст. 57). Им исключены зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые регулировались Законом 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем законе отсутствовали четкие критерии, разграничивающие эти две зоны. На практике эти положения не применялись.

Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).

Из нового Закона вполне обоснованно исключена статья о материальной ответственности за экологические правонарушения как не содержащей экологических характеристик.

В целом специалистами Федеральный закон «Об охране окружающей среды» резко критикуется по многим основаниям*(40). В нем не отражены походы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики России в XXI столетии, а также учтены два ряда факторов: а) произошедшие изменения социально-политического и экономического устройства; б) результаты проведенной в стране правовой реформы, в первую очередь созданное экологическое законодательство. Он содержит множество декларативных положений. В нем не использованы современные средства юридической техники. Не регулируются процессуальные отношения. Текст Закона изобилует стилистическими погрешностями.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права*(41). Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в развитии экологического законодательства и права создаваемый им механизм регулирования экологических отношений носит универсальный характер. Элементы этого механизма — экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование, мониторинг, контроль и некоторые другие — служат достижению целей как охраны окружающей среды целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов.

На практике в силу дефектов он не сможет вполне реализовать свою роль.

studfiles.net

Изменения в Законе Об охране окружающей среды в 2017 году

Новый год принёс новые изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон).

Изменения, вступающие в силу с 01.01.2017

В Законе определены значения следующих понятий – «накопленный вред окружающей среде», «объекты накопленного вреда окружающей среде» (статья 1 Закона).

В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений теперь наряду с защитными и охранными зонами будут создаваться лесопарковые зеленые пояса (п. 3 ст. 44 Закона).

Соответственно, введена в Закон новая глава IX.1, устанавливающая:

  • определение «лесопаркового зеленого пояса»;
  • вид территорий, которые не могут быть в него включены;
  • порядок создания этой зоны;
  • перечень информации, которая подлежит размещению уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ на своём официальном сайте в сети «Интернет» (требования к указанной информации определяются Правительством РФ);
  • режим природопользования и иной хозяйственной деятельности в лесопарковых поясах и его принципы, запреты;
  • особенности рубок лесных и иных насаждений в такой зоне, порядок их компенсации.
  • Также поправки коснулись общественного контроля в области охраны окружающей среды (ст. 68 Закона). Теперь граждане могут осуществлять его на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды (п. 4 ст. 68 Закона). Им выдаётся соответствующее удостоверение. В пункте 6 ст. 68 Закона определены их права.

    Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает:

    • порядок организации деятельности общественных инспекторов;
    • форму удостоверения, порядок его выдачи;
    • порядок взаимодействия общественных советов и инспекторов (п. 7 ст. 68 Закона).
  • порядок выявления объектов накопленного вреда;
  • содержание оценки этих объектов;
  • органы, имеющие право проводить указанные виды деятельности;
  • порядок учёта объектов, категорирования, ведения государственного реестра объектов;
  • вопросы организации работ по ликвидации накопленного вреда.
  • Изменения, вступающие в силу с 01.03.2017

    Статья 78 Закона дополняется новым пунктом (п. 2.1), устанавливающим, что затраты по устранению вреда окружающей среде учитываются при вычислении его размера. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти будет определять порядок и условия учёта этих затрат.

    Изменения, вступающие в силу с 01.01.2018

    Вступает в силу пункт 9 статьи 67 Закона, отражающий некоторые правила в области производственного экологического контроля.

    Стационарные источники на объектах I категории должны оснащаться:

    1. автоматическими средствами измерения и учёта объёма или массы выбросов загрязняющих веществ, их сбросов и концентрации;
    2. техническими средствами фиксации и передачи информации об объёме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, их сбросов и концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

    Требования к указанным средствам определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

    Также начнёт действовать пункт 1 ст. 80.2 Закона. В нём речь идёт о том, что ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется только на объектах, включённых в государственный реестр таких объектов.

    Кроме того, множество важных изменений вступают в силу с 01.01.2019, 01.01.2020.

    Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды"

    ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    20 декабря 2001 года

    26 декабря 2001 года

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    www.zakonrf.info

    Презентация на тему: Законы об охране окружающей среды

    Законодательство РФ по вопросам экологической безопасности Практическое занятие № 2 900igr.net

    Вопрос № 1 Назовите основной закон РФ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Какие права и обязанности имеют граждане согласно этому закону?

    Конституция РФ Ст. 42 Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Конституция РФ Ст. 72 В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; Природопользование; ООС и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земляное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об ООС.

    Конституция РФ Ст. 76 По предметам совместного ведения, к которым относятся ООС, природопользование и обеспечение экологической безопасности должны издаваться ФЗ и принимаемые в соответствии с ними нормативно-правовые акты субъектов РФ.

    Иерархия правовых актов Конституция РФ; Международные Договора РФ, нормы и принципы международного права; Федеральные законы; Акты палат Федерального собрания, указы и распоряжения Президента РФ; Постановления правительства РФ; Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (государственные, отраслевые стандарты; межведомственные документы).

    Основные федеральные законы ФЗ – 7 «Об ООС» от 10.01.2002 г. ФЗ – 174 «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г. ФЗ – 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г. Объекты ООС: Земли Почвы Недра Поверх. воды Подзем. воды Леса Растительность Животные Атмосф. воздух Озоновый слой

    Обеспечение экологической безопасности ФЗ – 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера)» от 21.12.94 г. ФЗ – 3 «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 г. ФЗ – 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 г.

    Охрана атмосферного воздуха ФЗ – 96 «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. ФЗ – 52 «О санитарном благополучии населения» от 30.03.99 г. ФЗ – 34 «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в РФ» от 22.02.2003 г. ФЗ – 128 «О Ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» от 04.11.2004 г.

    Отходы производства и потребления ФЗ – 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. ФЗ – 49 «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 г.

    Рациональное использование и охрана поверхностных вод ФЗ – 74 «Водный кодекс» от 03.06.2006 г. ФЗ – 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31.07.1998 г. ФЗ – 94 «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 г.

    Рациональное использование и охрана недр, земель ФЗ – 2395-1 «О недрах» от 21.02.1992 г. ФЗ – 187 «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.95 г. ФЗ – 4 «О мелиорации земель» от 10.01.96 г. ФЗ – 136 «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 г.

    Рациональное использование и охрана лесов, ООПТ ФЗ – 200 «Лесной кодекс РФ» от 04.12.2006 г. ФЗ – 33 «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. ФЗ – 26 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местах и курортах» от 23.02.95 г.

    Рациональное использование и охрана биологических ресурсов ФЗ – 52 «О животном мире» от 24.04.1995 г. ФЗ – 16 «О ратификации конвенции о биологическом разнообразии» от 17.02.95 г. ФЗ – 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г.

    Задание Изучить структуру нормативно-правового акта. Выписать незнакомые определения. Выделить из документа наиболее важную информацию (законспектировать). Кратко рассказать о сущности нормативно-правового акта.

    ppt4web.ru

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ) 2018

    Закон об охране окружающей среды в последней действующей редакции от 31 декабря 2017 года.

    Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

    Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

    Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

    Так, например, Закон об охране окружающей среды не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

    Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет основы правовой государственной политики в области охраны окружающей среды, позволяющие решать социально-экономические задачи, сохранять благоприятную окружающую среду для жизни и деятельности населения Российской Федерации. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения общества и природы в сфере хозяйственной деятельности, воздействующей на природную среду.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет права человека на благоприятную среду, но и устанавливает обязанности каждого гражданина, сохранять природу и природные богатства, которые являются неотъемлемой частью окружающей среды. Федеральный закон устанавливает перечень природоохранных объектов, в том числе почвы, околоземное космическое пространство и озоновый слой. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» обязывает все объекты независимо от формы собственности проводить оценку будущего воздействия на окружающую среду на стадии проектирования и планирования.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает материальную ответственность за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ, со сбросом в водные объекты, с загрязнением почвы, с размещением отходов производства, с физическим воздействием в виде шума, тепла, электромагнитных волн.

    dogovor-urist.ru

    Источниками экологического права являются Конституция Российской Федерации (РФ), законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды, Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные решения органов местного самоуправления.

    Конституция Российской Федерации (1993) провозглашает права граждан на землю и природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру, а также определяет организационные и контрольные функции высших территориальных и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

    Ниже перечислены основные законы и иные нормативные акты РФ в области природопользования и охраны окружающей среды в основном включают:

  • Федеральный закон (ФЗ) «Об охране окружающей среды» (2002), который лежит в основе природоохранного законодательства РФ и охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды. Нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий на нее и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения;
  • ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (1999) устанавливает правовые основы охраны атмосферы и нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ;
  • ФЗ «О радиационной безопасности населения» (1995) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья;
  • ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
  • ФЗ «О недрах» (1992) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр;
  • ФЗ «О животном мире» (1995) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды;
  • Земельный кодекс РФ (2001) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли;
  • Водный кодекс РФ (1995, в редакции 2006 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов и направлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения;
  • Основы лесного законодательства (1977) регулируют отношения, возникающие при использовании лесного фонда Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
  • Лесной кодекс РФ (1997) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала;
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
  • Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ Президента РФ о федеральных природных ресурсах (1993) или Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996).

    Нормативные акты природоохранных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

    Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

    isgod.ru

    Новые законы по охране окружающей среды

    Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями)

    Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

    Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

    соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

    обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

    научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

    охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

    ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

    платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

    независимость государственного экологического надзора;

    презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

    учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

    приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

    допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

    обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

    обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

    сохранение биологического разнообразия;

    обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

    запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

    соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

    ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

    организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

    участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

    международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

    Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду

    1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

    3. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

    См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального закона

    Статья 33. Экологическая экспертиза

    1. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

    2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

    См. Административный регламент по исполнению Ростехнадзором государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденный приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. N 283

    См. единую форму Заключения государственной экологической экспертизы, утвержденную приказом Минприроды РФ от 28 сентября 1995 г. N 392

    См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона

    ст. 3, 11, 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ

    Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 4)

    Статья 3. Принципы экологической экспертизы

    Экологическая экспертиза основывается на принципах:

    презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

    комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

    обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

    достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

    независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

    научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

    гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

    ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

    См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями и дополнениями)

    Глава III. Государственная экологическая экспертиза (ст.ст. 10 — 18)

    Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

    О государственной экологической экспертизе на континентальном шельфе см. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ

    Приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539 утверждена Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности

    Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

    1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

    2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

    3) проекты соглашений о разделе продукции;

    4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;

    5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

    6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

    О материалах, необходимых для представления на государственную экологическую экспертизу для отнесения определенной территории к зоне чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия, см. приказ Минприроды РФ от 28 марта 1996 г. N 113

    7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

    7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

    7.2) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности;

    7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;

    8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

    доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

    реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

    истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

    внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

    См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

    Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня

    Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:

    1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

    3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);

    4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

    4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

    См. Правила представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 822

    5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

    внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

    См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

    www.eco-34.ru