Почему законы хаммурапи высечены на столбе

Почему законы Хаммурапи высечены на столбе?

почему не вsctrkb на камне.. а именно на столбе. стол б же гниет..

А столб каменным быть не может?

Кроме того, это в нашем климате все оставленное на улице гниет. Ходжа Насреддин покупал ослу корзину абрикосов, и все считали, что он делает глупость, покупая так много сразу, потому что они высохнут. А мы в первую очередь думаем про гниль. Климат определяет ментальность.

2) на деревяном тоже было. должно было быть — только все именно сгнило

Скорее всего, в обретенных городах устанавливались столбы подобные известному базальтовому. Столб выполнял несколько функций. Вверху изображен царь, который получает законы от бога. На самом столбе публиковались новые правила. Столб как конструкция обозначал границы царства. Со временем, старые столбы наверное хотели поменять на каменные, но точно сделали это только в столице.

Хотя новые агрессоры выкрали реликвию из города, видимо, чтобы упрятать подальше память о столбах Хамураппи.

otvet.mail.ru

Общая характеристика «Законов Хаммурапи». Законы царя Хаммурапи ( 1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ.

Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон.

Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), широко отразивший экономические.

Законы вавилонского царя Хаммурапи. Черный столб из базальта с текстом « Законов » был найден в 1901—1902 гг. французскими археологами в.

Источник: История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие. / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002. С. 167–190. Примечания: Там же. С. 190–191. Указатель имен и некоторых терминов: Там же. С. 661–669. Указатель географических названий и этнических наименований: Там же. С. 669–679. Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания “Законы Хаммурапи” были найдены в 1901–1902 гг. французской.

Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором.

Сборник законов шестого царя Первой Вавилонской династии Хаммурапи ( 1792-1750 гг. до н.э.) был найден в 1901 году Французской археологической.

Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.) является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии) территория современной провинции Хузестан в Иране.

Шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в.

Глиняная табличка с текстом Пролога к Законам Хаммурапи. Нач. XVIII в. до н. э. Законы вавилонского царя Хаммурапи (полный текст) в Электронной.

Кроме того, имеются следующие переводы на русский язык “ Законов Хаммурапи”: Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914;.

eko-pdfs.weebly.com

Урок истории в 5 классе по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Конспект урока истории, 5-й класс, по теме «Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи»

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.

Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.

Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе на этапе закрепления, рефлексии и т.д.)

Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

1. Организационный момент. Мотивация.

Давайте посмотрим всё ли у вас готово чтобы начать наш урок?

Чтобы урок прошёл у нас с вами интересно давайте настроимся на урок используя закон:

На уроке не верчусь и старательно учусь,

На вопросы отвечаю и пятерки получаю.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке. ( Со страной Междуречье)

Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

Все ребята на доске расположен текст с заданием, где вам необходимо вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …

В Древнем Междуречье было особое письмо – …

Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.

Государство возникло более … лет до н.э.

В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ………. который создал первые …

( Тигр, Евфрат, клинопись, наводнением, посевы, 1792–1750 , 5000, Хаммурапи, законы)

Ребята, Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Какое предложение осталось незаполненным?

Почему не смогли заполнить?

Вы не знаете , когда правил и какой царь и что он создал. А хотите узнать? Исходя из последнего предложения какая тема сегодня нашего урока?

Ребята и тема нашего урока Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

3 . Изучение нового материала.

Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон. Имея такое выгодное расположение, Вавилон был крупным торговым центром. По реке купцы доставляли товары из разных стран. Город был защищен стенами, длина которых составляла 12 км.

Перед нами ворота Иштар — центральные ворота в город. Вдалеке храм Мардука. Там было создано 7-е чудо света — висячие сады, они были построены для жены царя Навуходоносора в VI в. до н. э. Сады размещались на обширных террасах четырехъярусной башни. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой лестницами. Для поливки садов сотни рабов целый день качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо. Их аромат, тень и прохлада в безлесной и плоской Вавилонии казались чудом. В Вавилоне было построено ещё одно чудо света – это Вавило?нская ба?шня ) — легендарная башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в 11 главе книги Бытие Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата ), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Вавилон из небольшого городка превращается в ведущую державу Месопотамии. И самым могущественным царем вавилонского царства был Хаммурапи. Хаммурапи, шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792–1750 гг. до н. э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве.

-Ребята, кто из вас может объяснить, что такое закон?

Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.

Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?

Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.

А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее в Лувре — один из крупнейших и самый популярный художественный музей мира. Музей расположен в центре Парижа , на правом берегу Сены .( если вам будет интерсно что-либо узнать об этом музее можно обратиться к интернет-ресурсам) , давайте посмотрим рис. на с.64 учебника.

Как нашли законы царя Хаммурапи.

В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу — двухметровый столб из черного базальта. (Работа с иллюстрацией в учебнике). В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.

И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

Изучение законов царя Хаммурапи

Вы получили текст со следующими статьями законов и заполните таблицу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».

7. Если человек * купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмёт на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, то этот человек – вор, его должны убить.

42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нём хлеба, то его должны изобличить * в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.

53. Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

55. Если человек открыл свой арык * для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.

274. Если человек нанимает мастеров, то наёмную плату. кирпичного мастера. плату ткача. плату камнереза. плату столяра. плату кожевника, плату плотника. плату корзинщика. плату строителя. В день он должен давать».

3) изобличить – показать, обнаружить, разоблачить

Примеры из законов Хаммурапи

Земледелие: какие культуры выращивали?

Скотоводство: каких животных разводили?

Ремесло: какие ремесленные профессии были известны?

Кирпичные мастера, ткачи, камнерезы, столяр, кожевник, плотник, корзиновщик,строитель.

Дополнительные вопросы : что вы узнали о хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения? ( потому что земли было мало и хлеб был на вес золота)

Давайте обратимся к следующим статьям законов.

1. Если человек * станет обличать * под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.

6. Если человек украдёт достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.

195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.

196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

202. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.

203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину * серебра.

205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Словарь непонятных слов:

1)человек – полноправный житель Вавилонского царства;

2)мина – мера веса, равная 0,5 кг.

3) обличать – показать, обнаружить, разоблачить

Вопросы к документу : объясните происхождение выражения: «око за око, зуб за зуб». Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

Но не все в Вавилоне были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. Если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться, и чтобы все знали, что это строптивый раб. Рабов покупали и продавали, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине раб потерял жизнь, то виновный должен был заплатить цену раба или отдать своего раба. Законы распросранялись и на рабов. Давайте с вами прчитаем какие законы распространялись на рабов. Ответьте на вопросы.

В Вавилоне было распространено долговое рабство. Богатые люди давали в долг беднякам зерно с тем условием, что через определенное время долг должен быть возвращен с излишком. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками. Порою приходил срок возврата долгов, а платить бедняку было нечем. Тогда приходилось должнику отдавать богачу своих детей или жену в счет уплаты долга. По законам Хаммурапи, «работать на хозяина они должны лишь три года, а потом их следует отпустить на свободу». Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.

Можно сделать следующие выводы законы защищали:

честный и добросовестный труд;

своих подданных от обращения в рабство;

семью и права детей.

Законы сурово наказывали за преступления.

По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы частично они соответствовали действительности.

А вы хотели бы жить по таким законам? А почему? Прав ли был

Хаммурапи, утверждающий: вот справедливые законы, которые могучий царь создал, тем самым давший стране истинное счастье и добро. Законы

Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.

1. Если сын ударит своего отца…

А). то должно выбить его глаз.

2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей…

Б) …то должно выбить его зуб.

3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе…

В) …то ему должно отрубить руку.

4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей…

Г) …то должен починить за собственное серебро.

5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то…

Д) …то должно отрезать ему ухо.

Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Д, 5-Г

5. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.14 с 61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закрепим наш новый материал с помощью разгадывания кроссворда:

1. Какой город становится самым могущественным городом Двуречья? (Вавилон)

2. Царь, который составил законы, по которым должны были жить в его государстве? (Хаммурапи)

3. В честь какой богини были построены ворота – вход в город Вавилон? (Иштар)

4. Какие сады в Вавилонии являются чудом света? (Висячие)

5. Что быловысечено на высоком каменном столбе – стелле? (Законы)

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

infourok.ru

Почему законы хаммурапи высечены на столбе

Свод законов царя Хаммурапи является одним из древнейших источников правовой культуры. Законы эти были созданы предположительно в XVIII.

Законы царя Хаммурапи. Известные намЗаконы Хам­мурапи были созданы в конце этого.

Законы царя Хаммурапи. После отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом. Вавилонский царь Хаммурапи правил. Несмотря на то что данные законы были созданы. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи. Царя Хаммурапи были.

В Вавилоне, и многие десятилетия регулировали правовую жизнь шумерского общества. Обнаружены они были в далеком 1901 году французскими археологами, и по сей день находятся в Лувре. Сохранились законы почти полностью благодаря тому, что были высечены на большом базальтовом столбе. Условно законы Хаммурапи можно разделить на три категории: 1.

Административные 3. Гражданские Для удобства анализа ученые выделили в своде 282 статьи. С точки зрения современного правоведения законы эти несовершенны, т.к. Не имеют общих принципов и системы изложения, а также не отражают всей полноты возможных правонарушений. Но, несомненно, кодекс Хаммурапи явился огромным достижением в сфере правового регулирования жизни и укрепления государственности. Рассуждать на тему справедливости законов Хаммурапи достаточно проблематично.

По меркам современного европейца были они очень жесткими и во многом несправедливыми. Но с точки зрения жителей древнего Вавилона соблюдение их было абсолютно естественным. Хаммурапи законодательно закрепил разделение общества на три основные группы: 1. Авилум – полноправные граждане. Мушкенум – свободные люди, ограниченные в правах.

Вардум – рабы, являвшиеся движимым имуществом своих хозяев. Сословия эти были не равны перед законом. Так за причинение телесного вреда авилуму преступник обычно приговаривался к смертной казни, а за подобное же правонарушение в отношении мушкенума мог отделаться штрафом. Убийство раба и вовсе считалось лишь порчей имущества, соответственно необходимо было просто возместить его стоимость хозяину. Но в первую очередь, законы Хаммурапи защищали интересы самого царя, ибо он признавался главным распорядителем всей земли в государстве, а порча царского имущества всегда влекла за собой смерть правонарушителя. Вообще же, смертная казнь в различных вариантах согласно кодексу Хаммурапи была основным видом наказания.

bookberlin883.weebly.com

Законы Хамураппи как исторический источник (стр. 1 из 8)

Курсовая работа по теме:

Законы Хаммурапи как исторический источник

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники эти, являются самыми первыми законами, а их составители — первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса — это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство — тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Наконец из законов можно узнать также о нравах, об обычаях какого-нибудь государства того времени. В вавилонском случае, например, — это их так сказать “ бюрократизм “, т. е. любые сделки, даже самые незначительные, всегда заключались при свидетелях. Если хорошо поискать, то можно привести еще массу примеров, причем не только из вавилонского кодекса, потому что мировоззрение государства, т. е. людей его составляющих всегда закрепляется в обычаях, а те, в свою очередь могут повлиять на составление законов. Из всего этого видно, что изучение древних судебников дело стоящее.

Законы Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.) — шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах ( столица Элама ). Сейчас хранятся в Луврском музее в Париже.

Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н. э. Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 — около 630 г.г. до н.э.) в Ниневии.

Клинописный текст состоит трех частей: введения, законы и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого и т.д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы.

Текст законов начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает культовые эпические поэмы:

“Когда славнейший Анум, царь Ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство над всеми людьми, возвеличили его среди Игигов, назвали Вавилон его славным именем, возвысили его над четырьмя странами света и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени “.

Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания им законов. Затем Хаммурапи перечисляет свои благочестивые деяния, которые он совершил в качестве представителя каждой общины своего государства, в отдельности перед богом этой общины, и тем самым утверждает законность своей власти над каждой из них. Иначе говоря, он рассматривает своё царство как своего рода личную унию между всеми “новыми” общинами — от Ура и Эреду у персидского залива до Ашшура и Ниневии на среднем Тигре. В то же время ново и важно, что подчеркивается “ вечность “ царской власти в Вавилоне. Харрактерно, что, перечисляя все эти общины, он первыми упоминает Ниппур и Эреду — древнейшие культовые центры Двуречья, а затем уже Вавилон, бог которого Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду. Здесь же приводится и длинная, чрезвычайно пышная титулатура Хаммурапи: “Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности, Царь благоразумия, Сень страны, Ярый телец, забодавший противника, Укротитель врагов, Пастырь людей“ и т.п. Наконец, вводимый словом “отныне“, начинается собственно текст законов.

Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие “простейшие“ случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте, где они могут быть вставлены.

Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом “если” после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными он был разбит на “параграфы“, или “статьи“, снабженные нумерацией (сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть)[1] . Всего таких параграфов — 282.

Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по “предмету“ регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 — 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и “ изменение “ судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 — 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п. 26 — 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за “дезертирство“, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “кражу“). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) — тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п.42 — 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:

п.89 — 126 — торговые и коммерческие операции.

п.127 — 195 — семейное право.

п.196 — 214 — умышленные и неумышленные телесные повреждения.

п.215 — 282 — операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один).

В задачу этой работы входило показать этот судебник не просто, как юридический документ, но и как исторический источник, способный воссоздать общую картину Вавилона времен Хаммурапи и показать некоторые обычаи и нравы этой страны. Наиболее удобно эту проблему рассматривать по блокам. Основных таких блока два — экономический, в котором рассказывается об экономическом устройстве Вавилона того времени: земледелии, скотоводстве, садоводстве, торговле и т. д. и социальный, в котором рассказывается о социальных отношениях между жителями, семейном праве и судопроизводстве. Исходя из вышеперечисленного, каждый блок был разделен на соответствующие разделы, раскрывающие определенную часть проблемы. Для более лучшего разъяснения на протяжении всей работы будут присутствовать ссылки на определенные статьи кодекса, а за ними будут следовать соответствующие им статьи. Впрочем, будут присутствовать ссылки без приведения соответствующих статей. Это сделано потому, что сами ссылки очень многочисленные и привести все соответствующие им статьи, не сбиваясь со смысла повествования, очень сложно. Поэтому будет приведен краткий пересказ этой статьи, а непосредственно цитироваться будут только самые в данный момент нужные и наиболее интересные для рассмотрения статьи. Конечно, при написании этой работы использовались и другие источники, но основной упор делался на сам судебник Хаммурапи, как на наиболее объективный из них.

Глава 1 Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи

Месопотамия (а в переводе на наш язык — Междуречье), расположена между двумя крупными реками — Тигром и Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды этих горных рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием, о чем единодушно говорят Геродот и другие античные авторы. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс специальных мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Надо отметить, что в Месопотамии был чрезвычайно жаркий климат. Температура стояла под 30 градусов Цельсия, порой доходила и до плюс 50. Дождей не бывает долго, до 8 месяцев в году стоит сушь, поэтому это приводило к тому, что к концу лета Тигр и Евфрат значительно высыхали. Спасало лишь то, что два раза в год Тигр и Евфрат разливались. Самими ранними были разливы, начинающиеся в момент осенних ливней в горах Иранского и Армянского нагорья. Но самый большой разлив был весенним, апрельским. И связан он был с таянием снегов в горах. Он начинался с апреля (а надо сказать, что в отличие от Египта, разливы далеко не всегда выпадали на одно и то же число, поэтому это создавало некоторые дополнительные трудности для земледельцев), когда обе реки достаточно широко разливались, и продолжался до начала или середины июля, после чего наступал общий спад.

mirznanii.com

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Закон — это строгое, непререкаемое предписание, веление, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. На нашем сегодняшнем занятии мы рассмотрим самые древние законы, узнаем, как и за что судили людей в древности.

В III тыс. до н.э. в Двуречье (Месопотамии) возникают первые города-государства (см. урок «Древнее Двуречье»). В начале II тыс. до н.э. государства Двуречья вели друг с другом изнурительные войны. В результате этих войн наиболее сильным и могущественным царством становится Вавилон (от шумер. «врата бога»). Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э.

1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Был создан первый известный письменный свод законов. Они получили название законы Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Законы Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе. На эти законы жители Вавилонии должны были ориентироваться при решении любых споров.

  • принцип «око за око, зуб за зуб»;
  • неравенство перед законом. Рабы не обладали теми же правами, что свободные люди. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо;
  • долговое рабство. Человек мог попасть в рабство за долги, но срок его службы Хаммурапи ограничил тремя годами. По истечении трёх лет должник снова обретал свободу. Текст законов.

Решая спор, жители Вавилона часто стремились узнать волю богов. Для этого подозреваемого в совершении преступления бросали в реку. Если человек тонул (бог реки забирал его к себе), то его считали виновным.

Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон. Имея такое выгодное расположение, Вавилон был крупным торговым центром. По реке купцы доставляли товары из разных стран. Город был защищен стенами, длина которых составляла 12 км (рис. 1).

Рис. 1. Древний Вавилон (Источник)

Перед нами ворота Иштар — центральные ворота в город. Вдалеке храм Мардука. Там было создано 7-е чудо света — висячие сады, они были построены для жены царя Навуходоносора в VI в. до н. э. Сады размещались на обширных террасах четырехъярусной башни. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой лестницами. Для поливки садов сотни рабов целый день качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо. Их аромат, тень и прохлада в безлесной и плоской Вавилонии казались чудом (рис. 2).

Рис. 2. Висячие сады Семирамиды (Источник)

Вавилон из небольшого городка превращается в ведущую державу Месопотамии. И самым могущественным царем вавилонского царства был Хаммурапи. Хаммурапи, шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792–1750 гг. до н. э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом (рис. 3). Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.

Рис. 3. Законы Хаммурапи (Источник)

По законам царя Хаммурапи, судьи должны были разбирать споры между людьми. И жители Вавилона знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод и потоп, и заразные болезни. Ведь царские законы — это воля богов.

Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.

В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве, — «око за око, зуб за зуб» (рис. 4).

Но не все в Вавилоне были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. Если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться, и чтобы все знали, что это строптивый раб. Рабов покупали и продавали, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине раб потерял жизнь, то виновный должен был заплатить цену раба или отдать своего раба.

Рис. 4. Из законов царя Хаммурапи

В Вавилоне было распространено долговое рабство. Богатые люди давали в долг беднякам зерно с тем условием, что через определенное время долг должен быть возвращен с излишком. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками. Порою приходил срок возврата долгов, а платить бедняку было нечем. Тогда приходилось должнику отдавать богачу своих детей или жену в счет уплаты долга. По законам Хаммурапи, «работать на хозяина они должны лишь три года, а потом их следует отпустить на свободу». Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  • Когда Вавилон становится самым могущественным городом Двуречья?
  • Почему в законах Хаммурапи применялись жестокие меры наказания?
  • Можно ли назвать законы Хаммурапи справедливыми?
  • Распространялись ли законы Хаммурапи на рабов?
  • Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    interneturok.ru

    28. Законы Хаммурапи- образец правовой мысли 2 тыс.

    «Законы Хаммурапи» были мощным средством упорядочивания отношений в Вавилонии.

    Оригинал был установлен в центре Вавилона, копии в крупных городах. Законы были высечены на черном базальтовом столбе 3м. В верхней части лицевой стороны – изображение Хаммурапи в молитвенной позе перед богом Солнца Шамашем, вручающем ему законы. Вся остальная часть столба заполнена клинописным текстом.

    Был найден в 1901-1902гг французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столица Элама). Туда они были вывезены царем Шутрук-Наххуенте. В нескольких сражениях он разгромил последнего касситского царя, разграбил Вавилон и в качестве трофея вывез оригинал свода законов Хаммурапи. В данный момент он находится в Лувре.

    Текст состоит из трех частей: пролог, законы, эпилог. Первоначально было 282 статьи, но дошло 247, 35 на лицевой стороне были выскоблены, очевидно по приказу эламского царя-победителя, который возможно собирался написать реляцию о своей победе. Недостающие части восстановили по табличкам, найденным в Сузах и других местах (особенно в библиотеке Ашшурбанапала).

    В оригинале в нем нет знаков препинания и нумерации строк, нет разделений на абзацы или нумерованных параграфов. Законы:

    «Когда высокий Ану, царь ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, судящий судьбу страны, Мардуку, первородному сыну Эйи, эллильство над всеми людьми, среди игигов, Вавилон его высочайшим именем назвали, среди четрых стран света превознесли его и в нем вечную царственность, у котрой, подобно небесам и земле, основание ее тверды — тогда-то меня, Хаммурапи, государя заботливого и богобоязненного, меня дабы справедливости в стране была явлена беззаконным на погибель, дабы сильный слабого не притеснял, а я, подобно Шамашу, над черноголовыми (семиты) восходил и страну озарятл, Ану и Эллиль ради облагодетельствования людей, назвали по имени.

    Хаммурапи, пастырь, призванный Эллилем, я есмь! Накопитель богатства и изобилия, совершивший все возможное для Ниппура, связи небес и земли…»

    Пролог о приближении к божественной справедливости (законы из рук бога).

    §1-5 – основные принципы правосудия: доказательствами являются свидетельские показания и испытания (ордалии), наказание назначается по принципу талиона (в меру совершенного преступления), вынесенное решение не может быть изменено.

    (§ 1) Если человек обвинил человека и возвел на него обвинение в убийстве, но не уличил его, обвинитель его должен быть убит.

    § 6-25 – защита собственности царя, храмов, общинников.

    «Если человек имущество бога или дворца украл, человек этот должен быть убит, и тот, кто украденное из рук получил, должен быть убит»(6)

    § 42-88 – операции с недвижимостью и правонарушения в отношении недвижимости

    § 89-126 – торговля и коммерческие операции, а также правонарушения в этой области

    § 127-195 – семейное право и относящиеся сюда правонарушения

    «Если сын ударил своего отца, ему должны отрезать руку»(195)

    § 196-214 – преступления против личности

    «Если человек ослепил глаз сыну человека, его глаз должны ослепить»(196)

    § 215-282 – операции с движимым имуществом и личный наем

    Юриспруденция Древней Месопотамии и законы Хаммурапи.

    Вавилонское общество имело сложную структуру и это предполагало неизбежность конфликтных ситуаций. Они решались административным аппаратом и религиозным предписанием. Но этого было недостаточно. Возникала необходимость издания письменных законодательных актов, которые регулировали бы имущественные отношения, внутреннюю жизнь общества. В 3 тыс возникли первые судебники ( Ур-Наму, Биллама), позже появился свод законов Хаммурапи, а у Ассирийских царей 14-13 вв.

    По своему содержанию и по форме изложения законы были высшим достижением всей ближневосточной юриспруденции. Законы Х. представляют строго продуманное и законченное произведение. Они регулировали важнейшие направлениея жизнедеятельности общества. Регулировались отношения частного права и в меньшей степени публичного и уголовного права, а также процессуального права. Нормы носили сугубо светский характер, отличались четкостью формулировки, ясностью мысли и высоким уровнем отношений. Главная цель правосудия – достижение справедливости на основе защиты некоторых прав личности.

    studfiles.net