Поперечный набор корпуса судна

Системы набора корпуса судна

В соответствии с расположением связей в палубном и днищевом, а также в бортовом перекрытии корпуса судна различают следующие системы набора. Поперечная система — основная система набора для постройки малых и средних судов длиной примерно до 140 м. При поперечной системе набора главные связи расположены поперек судна. Связи днищевого перекрытия, за исключением далеко отстоящих друг от друга продольных связей, состоят из сплошных или бракетных флоров на каждом практическом шпангоуте; связи бортового перекрытия состоят из шпангоутов с нормальным расстоянием друг от друга; связи палубного перекрытия состоят из бимсов. Все небольшие суда длиной примерно до 60 м, такие как грузовые и пассажирские суда, танкеры, рыболовные суда, буксиры, ледоколы и т. д., строятся по поперечной системе набора.

Поперечная система набора грузового судна:

1 — рубка, 2 — ребра жесткости шахты машинного отделения, 3 — двойное дно, 4 — таранная переборка

При продольной системе набора основные связи корпуса установлены вдоль судна. Связи в районе днища и бортов состоят из днищевых и бортовых стрингеров, а под палубой — из продольных подпалубных балок. Эти конструктивные элементы подкреплены в днищевом перекрытии поперечными балками (флорами), а в бортовом и палубном — рамными шпангоутами и бимсами. Флоры, рамные шпангоуты и бимсы образуют вертикальные жесткие на изгиб рамы, стоящие на расстоянии двух — четырех шпаций друг от друга (от 1,5 до 3,6 м). Преимущество продольной системы набора по сравнению с поперечной состоит в том, что при равной продольной прочности судна в перекрытиях (при условии одинаковых размеров судна) требуются меньшие затраты материала. Продольная система применяется обычно при постройке больших танкеров, длиной более 180 м (рис. а), контейнерных судов (рис. b), иногда угле- и рудовозов.

Система продольного набора: а — танкер (система Ишервуда); b — контейнеровоз

1 — коробчатая балка (поперечная связь); 2 — коробчатая продольная балка; 3 — водонепроницаемая поперечная переборка; 4 — опорная переборка; 5 — бортовая продольная переборка; 6 — туннель для трубопроводов; 7 — бортовая цистерна; 8 — вторая палуба; 9 — главная палуба.

При комбинированной продольно-поперечной системе набора днищевая обшивка подкреплена стрингерами, палуба (прочная)—продольными подпалубными балками, а бортовая наружная обшивка — шпангоутами с нормальным расстоянием друг от друга. Принято применять продольную систему набора только в прочной палубе или в днище. Комбинированную систему набора применяют обычно на грузовых и пассажирских судах длиной более 130 м, а также на грузовых судах для массовых грузов (рис. а, b); на танкерах она применяется как система Миллара (рис. с) для судов длиной от 80 примерно до 180 м.

Комбинированная продольно-поперечная система набора:

а — грузовое судно; b — судно для массовых грузов; с — танкер (система Миллара)

1 — коробчатая поперечная балка; 2 — туннель затопления; 3 — днищевая бортовая цистерна; 4 — подпалубная цистерна

www.seaships.ru

Подпалубный набор корпуса судна. Его основные продольные и поперечные связи.

Подпалубный набор состоит из продольных и поперечных балок, жёстко связанных с набором бортов. Продольные балки называются подпалубными стрингерами, а поперечные балки – бимсами.

Бимсы соединяются с верхними ветвями шпангоутов. Под бимсами устанавливаются вертикальные стойки – пиллерсы. Пиллерсы поддерживают палубы и равномерно распределяют вес на др. связи.

В местах вырезов палуб бимсы разрезаются. Концы бимсов укрепляются короткими продольными балками – карлингсами, которые своими концами соединяются с целыми бимсами.

В палубных наборах над машинными и котельными отделениями на больших участках бимсы не устанавливают. Для сохранения прочности крайние бимсы таких участков делают усиленными, т.е. составляются из нескольких балок, и соединяются с рамными шпангоутами.

= Матрос II класса (стр.41)=

При поперечной системе набора палуб балками главного направления являются бимсы и полубимсы, а продольными перекрестными связями – карлингсы. Бимсы устанавливают от борта до борта на каждом шпангоуте и крепят к бортовому набору при помощи книц. Промежуточными опорами для бимсов служат карлингсы и диаметральные полупереборки в трюмах. Полубимсы располагают также на каждом шпангоуте в районах больших вырезов в палубах и опирают на борта и карлингсы, установленные вдоль вырезов. Согласно Правилам, бимсы могут быть неразрезными, т.е. проходить не прерываясь, через вырезы в карлингсах, либо разрезными на карлингсах. В 1-ом случае бимсы приваривают к кромкам вырезов в карлингсе, которые подкрепляют вертикальными рёбрами жёсткости, во 2-ом случае в местах соединения бимса с карлингсом устанавливают кницы по обеим сторонам его стенки. Полубимсы также крепят к карлингсам при помощи книц.

Карлингсы приваривают к поперечным переборкам и крепят кницами к усиленным стойкам, обычно устанавливаемым на переборках.

При большой длине грузового трюма карлингсы в пролёте подпирают пиллерсами – вертикальными стойками трубчатого сечения, которые устанавливают в углах больших вырезов. Однако пиллерсы создают помехи при штивке груза в трюмах, поэтому карлингсы опирают на рамные бимсы, расположенные по концам люков и опирающиеся, в свою очередь, на диаметральные полупереборки, размещённые от поперечных переборок до вырезов в палубе.

При продольной системе набора палубных перекрытий балками главного направления служат продольные подпалубные рёбра жёсткости, расстояние между которыми принимают равными расстояниями между днищевыми рёбрами. Такое расположение продольных рёбер палуб и днища при вертикальных стойках поперечных переборок обеспечивает каждому ребру опору на стойке переборки. Промежуточными опорами для подпалубных рёбер жёсткости служат рамные бимсы, а в районах больших вырезов – рамные полубимсы. Продольные подпалубные балки, проходящие через вырезы в рамных бимсах, приваривают к кромкам вырезов, а в местах прохода балок по стенкам рамных бимсов устанавливают вертикальные рёбра жёсткости. Если подпалубные балки разрезают на поперечных переборках, то концы балок соединяют с переборками кницами. Правила рекомендуют устанавливать на каждой балке 1-у непрерывную кницу и вварить её в соответствующую прорезь в листе переборки.

Листы настилов палуб располагают вдоль судна, что даёт возможность рационально распределять их по ширине судна с учётом их толщины. Наиболее толстыми делают листы палубного настила, расположенные у бортов судна – палубные стрингеры, которые обычно приваривают к ширстреку впритык, либо присоединяют на заклёпках при помощи стрингерного угольника. В этом случае заклёпочное соединение служит барьером против распространения трещин.

Особенность настила палуб в районе грузовых трюмов – большие вырезы для грузовых люков, которые неблагоприятно влияют на прочность палуб, вызывая концентрацию напряжений в их углах. Чтобы уменьшить концентрацию напряжений, углы вырезов закругляют и подкрепляют вварными листами толщиной, равной 1,35 толщины подкрепляемого листа, но не более 30мм. По краям больших вырезов в верхней палубе устанавливают закруглённый в углах комингс высотой около 600мм,который предотвращает попадание забортной воды в трюмы, а также служит подкреплением выреза, уменьшая концентрацию напряжений. Вырезы в палубах над машинно-котельными отделениями ограждают продольными и поперечными выгородками на всю высоту междупалубного пространства.

=Теория и устройство судна (стр.77)=

poznayka.org

Элементы набора корпуса судна

Элементы набора корпуса судна

Продольные элементы судна

Продольными элементами (балками) судна являются:

  • киль — продольная балка днищевого набора, проходящая по средине ширины судна;
  • стрингеры — продольные балки днищевого и бортового набора. В зависимости от места расположения они бывают: бортовые, днищевые и скуловые.
  • Карлингсы — продольные подпалубные балки;
  • ?Продольные ребра жесткости — продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.

    Поперечные элементы судна

    Поперечные элементы (балки) судна:

    • Флоры — поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водонепроницаемые, сплошные и бракетные;
    • Шпангоуты — вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц. Кница — это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.
    • Бимсы — поперечные балки подлалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами.
    • На рис. 1 изображено простейшее устройство корпуса маломерного судна с указанием основных элементов набора, а на рис. 2 представлен более полный набор корпуса деревянной моторной лодки.

      Рис. 1. Устройство корпуса маломерного судна.

      1 — форштевень; 2 — киль; 3 — стрингер; 4 — бортовая обшивка; 5 — транец; 6 — шпангоут; 7 — бимс; 8 — палуба

      Шпангоуты судна нумеруются от носа к корме. Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами.

      Рис. 2. Элементы набора деревянного корпуса моторной лодки.

      1 — обшивка; 2 — палуба; 3 — бимс; 4 — шпангоут; 5 — сидения; 6 — транец; 7 — место крепления мотора;

      8 — бортовой стрингер; 9 — привальный брус; 10 — скуловой стрингер; 11 — киль; 12 — днищевые стрингеры

      Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов — на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части — бимсов с карлингсами. Установка пиллерса показана на рис. 3.

      1 — настил палубы; 2 — карлингс; 3 — бимс; 4 — поперечный комингс; 5 — пиллерс;

      6 — настил второго дна; 7 — флор; 8 — киль; 9 — обшивка днища.

      Вертикальные или наклонные балки, являющиеся продолжением киля называются штевнями (в носовой части — форштевень, в кормовой — ахтерштевень). Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при помощи поперечных и продольных водонепроницаемых переборок. Носовая часть судна между форштевнем и первой переборкой называется форпик, а кормовой отсек — ахтерпик. У моторных лодок водонепроницаемая конструкция у транца, образующая нишу и предназначенная для размещения лодочного мотора, называется моторной нишей. Моторную нишу, расположенную выше уровня воды и снабженную шпигатами — отверстиями для слива воды, называют нишей-рецессом.

      Для более полного представления об элементах набора корпуса на рис. 4 изображен поперечный разрез сухогрузного судна с комбинированной системой набора, а на рис. 5 набор корпуса металлического катера «Чибис».

      Рис. 4. Комбинированная система набора.

      1 — планширь; 2 — стойка фальшборта; 3 — фальшборт; 4, 10- бимс; 5 — настил палубы; 6 — карлингс; 7 — ребро жесткости; 8 — комингс люка;

      9 — пиллерс; 11 — стойка переборки; 12 -переборка поперечная; 13 — настил второго дна; 14 — киль; 15 — киль горизонтальный; 16 -стрингер днищевой;

      17 — обшивка днища; 18 — флор; 19 -лист крайний междудонный; 20 — киль скуловой; 21 — пояс скуловой; 22, 25 — шпангоут;

      23 — полубимс; 24 — обшивка бортовая; 26 — кница; 27 — ширстрек.

      1 — рамный шпангоут; 2 — карлингс; 3 — комингс; 4 — настил палубы; 5 — привальный брус; 6 — шпангоут; 7 — бортовая обшивка;

      8 — скуловой угольник; 9 — флор; 10 — стрингер; 11 — киль; 12 — бракета; 13 — днищевая обшивка; 14 — кница.

      Наружная обшивка судна обеспечивает водонепроницаемость корпуса и одновременно участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна. На металлических судах обшивка состоит из стальных листов, располагаемых длинной стороной вдоль судна. Кроме стальных листов, особенно на металлических моторных катерах и лодках используются листы из алюминиевых сплавов. Соединение листов обшивки производится при помощи заклепок и сварки встык. Ряд листов обшивки, идущий вдоль судна, называется поясом. Верхний пояс бортовой обшивки называется ширстрвком, а ниже идут бортовые поясья и на скуле — скуловой пояс. Средний днищевой пояс называется горизонтальным килем. Линия соединения одного пояса с другим называется пазом, а место соединения листов друг с другом в одном поясе — стыком. Размеры листов и их толщина различные и зависят от конструкции судна, его размеров и назначения. Для обшивки катеров, моторных, парусных и гребных лодок очень часто используются древесные материалы, древеснослоистые пластики, стеклопластики, текстолиты и другие материалы, отвечающие по своим свойствам и прочности требованиям судостроения.

      Палубный настил обеспечивает водонепроницаемость корпуса сверху и участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна. Наибольшая нагрузка при продольном изгибе приходится на настил в средней части судна, поэтому листы палубы в оконечности несколько тоньше, чем в районе мидельшпангоута. Листы настила располагаются длинной стороной вдоль судна, параллельно диаметральной плоскости, а крайние поясья левого и правого бортов — вдоль бортов, они называются палубными стрингерами и имеют большую толщину. Палубный стрингер соединяется с ширстреком при помощи клепки, сварки или склеивания в зависимости от материала листов настила.

      Люки и горловины ослабляют прочность палубы, в их углах возникает концентрация напряжений, способствующая появлению трещин. В связи с этим углы всех вырезов в обшивке корпуса закругляют, а листы палубного настила по углам вырезов делают более прочными. Для подкрепления палубы, ослабленной вырезами, и предотвращения попадания воды в люк по краям выреза делают комингс, имеющий устройство для закрытия люка (горловины). Комингс окаймляет и вырезы в переборках, комингсом также называют часть переборки под дверной проем.

      Фальшборт и леерное ограждение

      На морских, речных и современных прогулочных судах для предохранения людей от падения за борт открытые палубы имеют фальшборт или леерное ограждение.

      Фальшборт (рис. 6) представляет собой, как правило, металлический пояс бортовой обшивки. Он устанавливается на низко расположенных палубах, подверженных заливанию водой в штормовую погоду.

      1 — контрфорс; 2 — фальшборт; 3 — планширь; 4 — стойка жесткости.

      С внутренней стороны фальшборт подкрепляется стойками, которые называются контрфорсами и устанавливаются через две — три шпации. Для увеличения прочности фальшборта между его стойками иногда привариваются ребра. По верхней кромке фальшборта укрепляется полоса, которая называется планширем. Для стока за борт воды, попадающей на палубу, в фальшборте делаются вырезы — штормовые портики. Учитывая, что полному удалению воды через штормовые портики препятствует угольник палубного стрингера, то для полного стока воды с палубы за борт делаются шпигаты — вырезы в выступающей над палубой кромке ширстрека и в угольнике палубного стрингера. Леерное ограждение (рис. 7) состоит из вертикальных стоек, соединенных между собой тугонатянутыми тросами (леерами) или цепями.

      Стойки могут соединяться между собой двумя, тремя или четырьмя рядами горизонтальных круглых прутьев, чаще всего стальных. Эти горизонтальные прутья называются рейлингами.

      Судостроительные материалы

      Имеются основные материалы, используемые для изготовления корпусов, элементов набора, судовых устройств и деталей.

      Сталь — обладает многими свойствами, необходимыми для постройки судна (плотность 7,8 г/см 3 ). Она прочна, хорошо поддается обработке. Наиболее часто используются судостроительные углеродистые и низколегированные стали.

      Листовая сталь имеет толщину от 0,5 до 4 мм (тонколистовая) и 4 — 1400 мм. В судостроении наиболее распространены листы длиной 6-8 м и шириной 1,5-2 м. Из углеродистых сталей выпускают профили: угловой, швеллерный, двутавровый, полособульбовый и зетовый, а из низколегированных сталей те же профили, кроме зетового и двутаврового. Из листовой стали изготавливают обшивку корпуса, переборки, второе дно, палубы и т.п.; из профильной: бимсы, шпангоуты, стрингеры и др. элементы набора корпуса. Методом литья изготавливаются детали сложной формы: якорные клюзы, якоря, цепи, штевни, кронштейны гребных винтов и др.

      Алюминиевые сплавы имеют меньшую, чем у стали, плотность (2.7 г/см 3 ) и достаточную прочность. Наибольшее распространение имеют сплавы алюминия с магнием и марганцем. Из этих сплавов изготавливают маломерные суда, надстройки, перегородки, трубопроводы, вентиляционные трубы, мачты, трапы и другие важные судовые детали.

      Древесина и древесные материалы многие годы (до XIX в) были единственным материалом для постройки судов. Обладая многими преимуществами, древесина продолжает использоваться в судостроении и в настоящее время. Из древесины изготавливаются корпуса небольших морских и речных судов, катера, шлюпки, гребные лодки, спортивные и парусные суда, настилы палуб, отделка для судовых помещений и т.д. Чаще в судостроении применяется сосна. Она используется на изготовление набора и обшивки. Ель применяется для обшивки подводной части судна, т.к. она менее гигроскопична. Лиственница и тик используются для настила палуб и наружной обшивки, для отделки жилых и служебных помещений — дуб, бук, ясень, орех, береза и другие. Из бука и ясеня, кроме того, делают штевни деревянных судов, в т.ч. маломерных. Широко применяются в судостроении брусья, доски, рейки, фанера и плиты из древесины, используемые для изготовления наружной обшивки судов, отделки кают, салонов и т.д.

      Пластики из-за малой плотности, хороших диэлектрических и теплоизоляционных свойств, высокой коррозийной стойкости, удобных методов переработки и достаточной прочности увеличивают срок службы отдельных деталей судов. ластики делятся на две основных группы: термопласты (оргстекло, капрон, полиэтилен и др. пластики, способные опять приобретать при нагревании пластичное состояние и затвердевать при охлаждении) и реактопласты — пластики, не поддающиеся при нагревании повторному размягчению, т.е. пластичности. аибольшее применение в судостроении имеют стеклопластики -различные синтетические смолы (эпоксидные, полиэфирные и др.) армированные стекловолокном в виде ткани, матов, жгутов. Из стеклопластиков изготавливают маломерные суда (шлюпки, катера, яхты, лодки), трубы и другие судовые конструкции и детали.

      Основными недостатками пластиков являются: невысокая теплостойкость, низкая теплопроводность, склонность к пластической деформации под действием постоянной нагрузки при нормальной температуре (ползучесть).

      Чугун применяется для изготовления литых изделий: кнехтов, киповых планок, дейдвудных труб, гребных винтов и других деталей.

      Бронза — сплав меди с оловом или алюминием, марганцем, железом. Из нее изготовляются подшипники скольжения, облицовка гребных валов, корпусы кингстонов, червячные колеса и другие детали.

      Латунь — сплав меди с цинком. Из нее изготовляются трубы для теплообменных аппаратов, детали иллюминаторов, электродетали, гребные винты и другие изделия.

      Железобетон — материал, состоящий из бетона, армированного металлическим каркасом. Применяется в основном для постройки плавучих доков, кранов, дебаркадеров.

      Надстройками называются все закрытые помещения, расположенные выше верхней палубы от борта до борта. Носовая надстройка называется баком, кормовая — ютом. Средняя надстройка специального названия не имеет. Надстройка, имеющая ширину меньше ширины судна, называется рубкой. Например, штурманская рубка. Конструкция палуб и бортов надстроек и рубок подобна конструкции остальных палуб и бортов на судах. Бортовая обшивка и переборки надстроек, как правило, имеют меньшую толщину и могут отличаться материалом от корпуса.

      www.boatportal.ru

      Днищевой набор корпуса судна. Его основные продольные и поперечные связи. Конструкция носовой и кормовой оконечности судна.

      Днище судна испытывает наибольшие напряжения от давления воды, поэтому оно состоит из системы массивных продольных и поперечных балок, скреплённых в единую конструкцию. В середине набора устанавливается важнейшая продольная часть – киль, совпадающая с диаметральной плоскостью судна.

      Киль состоит из вертикального листа и устанавливаемого под вертикальным килём горизонтального киля. На крупных судах над вертикальным килём ставится ещё 1 горизонтальный лист – кильсон.

      Иногда ставят 2 вертикальных листа на некотором расстоянии друг от друга, эти листы скрепляются горизонтальным килём и кильсоном. Такая конструкция киля – килевая балка.

      В носовой части киль соединяется с форштевнем – балкой, идущей от киля вверх и образующей носовую оконечность судна. Форштевни современных судов изготавливаются литыми, кованными, а чаще сварными. Иногда нижнюю часть форштевня отливают, а верхнюю сваривают. При большой длине форштевня он может выполняться из 2-х частей, соединяемых замком. В верхней части форштевень постепенно переходит в конструкцию изогнутых по радиусу стальных листов.

      В кормовой части киль соединяется с литым ахтерштевнем – кормовой оконечностью судна. Ахтерштевень имеет вид открытой или закрытой рамы, через которую проходит гребной вал. Передняя часть рамы, через которую проходит гребной вал, называется старнпостом, а задняя, на которую навешивается на петлях руль, — рудерпостом.

      Нижняя часть рамы имеет пятку для руля и подошву для соединения с килем. У двухвинтовых судов с полубалансирным рулём ахтерштевень имеет старнпост с рёбрами жёсткости и сальник для прохода баллера руля.

      Параллельно килю идут продольные балки – днищевые стрингеры, являющиеся продольной связью днищевого перекрытия. Листы днищевых стрингеров ограничиваются сверху настилом 2-го дна. На наливных судах, где нет 2-го дна, вместо него устанавливаются лёгкие продольные рёбра жёсткости.

      В месте перехода днища в борт судна устанавливается по одному стрингеру – крайний сплошной непрерывный междудонный лист, ограничивающий с 2-х сторон пространство 2-го дна. Этот стрингер называется скуловым.

      Для соединения днищевых стрингеров и для усиления поперечной прочности судна между стрингерами ставятся поперечные балки в виде рамок, — флоры или флорные шпангоуты. Флоры бывают 3-х типов: водонепроницаемые, сплошные и бракетные.

      Водонепроницаемые флоры предназначаются для разделения междудонного пространства на отдельные отсеки. При заполнении отсека водой водонепроницаемые флоры могут испытывать большое давление, поэтому они подкрепляются через каждые 0.9м вертикальными рёбрами жёсткости.

      Сплошные флоры изготовляют из цельного листа и приваривают по контору к вертикальному килю, днищу и настилу 2-го дна. Для облегчения конструкции и обеспечения доступа во все отсеки 2-го дна в стенках флоров делают большие вырезы (лазы).

      Бракетные флоры (облегченные) устанавливаются на каждом шпангоуте в промежутках между сплошными и служат для подкрепления обшивки и настила 2-го дна. Они состоят из верхнего и нижнего фасонных профилей, соединённых при помощи коротких стальных листов (бракет) с вертикальным килем, скуловым и днищевым стрингерами.

      § 26. Системы набора корпуса судна

      Рис. 41. Системы расположения основного набора корпуса судна: а — продольная; б — поперечная; в — смешанная; г — комбинированная. 1— стрингеры; 2 — рамные шпангоуты; 3 — шпангоуты; 4— поперечные переборки; 5 — холостые шпангоуты (ледовое подкрепление); 6 — вертикальный киль; 7 — радиальные (поворотные) шпангоуты.

      Поперечной называется такая система набора корпуса, при которой балки главного направления расположены поперек судна в плоскости шпангоутов (рис. 41, б).

      Рис. 42. Элементы продольного набора корпуса. 1 — вертикальный киль; 2 — днищевые стрингеры — кильсоны; 3 — скуловой стрингер (междудонный лист); 4— бортовые стрингеры; 5 — подпалубные стрингеры — карлингсы.

      Рис. 43. Поперечное сечение корпуса танкера с продольной системой набора: а — с плоскими продольными переборками; б — с гофрированными переборками (волнистый гофр); в — с гофрированными переборками (коробчатый гофр). 1, 2, и 3 — подпалубные, бортовые и днищевые ребра жесткости соответственно; 4 — днищевые кницы; 5 — вертикальный киль; 6 — флор; 7 — продольные переборки; 8 — рамный шпангоут; 9 — рамный бимс; 10 — карлингсы; 11 — подпалубные кницы.

      Поперечная система набора применяется преимущественно на морских транспортных судах с малым отношением длины к ширине, у которых продольная прочность обеспечивается наружной обшивкой, настилом палуб и вертикальным килем.

      Рис. 44. Сечение корпуса судна с поперечной системой набора. 1 — шпангоут рамный (усиленный); 2 — полубимс; 3 — бимс рамный (усиленный); 4 — бимс; 5 — бимсовая кница; 6 — шпангоут; 7 — скуловая кница; 8 — флор сплошной (непроницаемый); 9 — флор с вырезами; 10 — флор открытый (бракетный); 11— браке- ты; 12, 13 — верхние и нижние балки соответственно.

      Комбинированной называется такая система набора корпуса, при которой балки продольной и поперечной системы представляют комбинацию для различных перекрытий (рис. 41, в) в зависимости от преобладающих в них нагрузок.

      flot.com

      114. Набор корпуса в районе двойного дна при поперечной системе набора

      Набор днищевых перекрытий с двойным дном при поперечной системе набора состоит из продольных балок — вертикального киля, днищевых стрингеров и крайнего междудонного листа, а также поперечных связей- флоров, устанавливаемых на каждом шпангоуте

      Конструкция днищевого перекрытия с двойным дном:апоперечная система набора;1- наружная обшивка; 2- ребро; 3- флор проницаемый; 4 -вертикальный киль; 5 -горизонтальный киль; 6 — стрингер днищевой проницаемый; 7 -настил второго дна; 8- флор непроницаемый; 9 – скуловая кница; 10 — стрингер днищевой непроницаемый (крайний междудонный лист)

      115. Набор корпуса в районе двойного дна при продольной системе набора

      Набор днищевых перекрытий с двойным дном при продольной системе набора имеются продольные ребра жесткости, идущие между стрингерами и вдоль них; флоры на каждом шпангоуте отсутствуют. В этом случае их устанавливают в виде рамных связей на расстоянии не более 3,2м друг от друга.

      Конструкция днищевого перекрытия с двойным дном:бпродольная система набора. 1- наружная обшивка; 2 — ребро; 3 — флор проницаемый; 4 -вертикальный киль; 5 — горизонтальный к ль; 6 — стрингер днищевой проницаемый; 7 — настил второго дна; 8 -флор непроницаемый; 9 — скуловая кница; 10 — стрингер днищевой непроницаемый (крайний междудонный лист)

      116. Набор палубы при поперечной системе набора

      При поперечной системе палубного набора бимсы, установленные на каждом шпангоуте, поддерживаются одним или несколькими карлингсами, представляющими собой сварные тавровые балки с вырезами в стенках, через которые проходят бимсы, имеющие, как правило, меньшую высоту.

      Конструктивные схемы палубного набора:а —при поперечной системе; 1 — поперечная переборка; 2- борт; 3 — карлингс; 4 -концевой бимс; 5 -полубимс; 6 — продольное ребро жесткости; 7 -пиллерс

      118.Фальшборт-назначение и устройство

      Фальшборт – представляет собой конструкцию из листов с подкрепляющим набором, предназначенную для ограждения открытых палуб от действия волн и ветра. На верхней палубе фальшборт устанавливают в плоскости наружной обшивки, поэтому снаружи он кажется продолжением ширстрека. Фальшборт состоит из листов толщиной 3- 8,5мм устанавливаемых длинной кромкой вдоль палубы.

      Конструкция фальшборта. 1- фальшборт; 2- стойка; 3 -планширь; 4- штормовой портик с решеткой

      119. Комингсы люков – назначение и устройство

      Комингс — вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.

      При поперечном сечении флора со шпангоутом и бимсом образуют рамку.Он имеет большую прочность и размеры, жесткость в отличии от обычного.

      Конструктивные элементы палубного перекрытия. 1- рамный бимс; 2 — карлингс; 3 — палубный настил; 4 — бимсовая кница; 5 — пиллерс

      121. Что такое карлингс? (рис)

      Палубные переборки состоят из палубного настила и палубного набора.

      В свою очередь палубный набор включает в себя подпалубные балки — поперечные (бимсы) и продольные ( кармингсы).

      1-бимс;2 –карлингс;3-палубный настил; 4 –бимсовая кница; 5- пиллерс.

      Карлингсы, представляют собой сварные тавровые балки с вырезами в стенках, через которые проходят бимсы, имеющие, как правило, меньшую высоту.

      122.Шпангоут. Соединение его с флором (рис).

      Шпангоут — это металлическая балка поперечного силового набора корпуса судна ,установленная на определенном расстоянии одна от другой. Промежуток между этими балками называется шпацией. Шпангоут обеспечивает жесткость и прочность обшивки, и сохранение ее формы.

      Шпангоут состоит обычно из двух ребер, нижним концом укрепленных на киле, а сверху ребра соединены между собой поперечными балками — бимсами, которые используются как опора для палубного настила. Вдоль борта шпангоуты соединены стрингерами. Между собой сами шпангоуты никак не соединены.

      1-основной шпангоут; 2-бортовой стрингер;3- киль.

      Нижние концы трюмовых шпангоутов соединяются с крайним междудонным листом или с днищевым набором при помощи скуловых книц или путем обычного перекроя бортовым шпангоутом днищевого флора.

      studfiles.net

      Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

      Смотреть что такое «Набор корпуса судна» в других словарях:

      набор корпуса судна — набор Каркас из продольных или поперечных металлических балок и ребер, который придает корпусным конструкциям судна заданную форму и вместе с обшивкой и настилами обеспечивает им необходимую жесткость и прочность. [ГОСТ 13641 80] Тематики корабли … Справочник технического переводчика

      НАБОР КОРПУСА СУДНА — совокупность балок (бимсов, стрингеров, шпангоутов и т. д.), придающих корпусу заданную форму и вместе с наружной обшивкой обеспечивающих ему жесткость и прочность … Большой Энциклопедический словарь

      набор корпуса судна — совокупность балок (бимсов, стрингеров, шпангоутов и т. д.), придающих корпусу заданную форму и вместе с наружной обшивкой обеспечивающих ему жёсткость и прочность. * * * НАБОР КОРПУСА СУДНА НАБОР КОРПУСА СУДНА, совокупность балок (бимсов (см.… … Энциклопедический словарь

      НАБОР КОРПУСА СУДНА — совокупность поперечных и продольных балок, представляющая собой остов корпуса судна заданной формы и опору для присоединяемой к ним обшивки. Вместе с обшивкой Н.К.С. образует днищевые, бортовые, палубные и переборочные перекрытия, воспринимающие … Морской энциклопедический справочник

      Заделка корпуса судна — 20. Заделка корпуса судна Листовая деталь, предназначенная для заделки вырезов в конструкциях корпуса судна, через которые проходит набор судна Источник: ГОСТ 13641 80: Элементы металлического корпуса надводных кораблей и судов конструктивны … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      заделка корпуса судна — заделка Листовая деталь, предназначенная для заделки вырезов в конструкциях корпуса судна, через которые проходит набор судна. [ГОСТ 13641 80] Тематики корабли и суда Синонимы заделка EN lug … Справочник технического переводчика

      НАБОР — корпуса судна совокупность соединённых друг с другом балок, подкрепляющих внеш. и внутр. листовые конструкции корпуса судна и образующих его каркас (см. рис.). Н. служит опорным контуром для листов наружной обшивки, палуб, переборок и,… … Большой энциклопедический политехнический словарь

      НАБОР СУДНА — (Ship framing timbers) остов или скелет судна; состоит из различных продольных и поперечных связей, придающих корпусу заданную форму и обеспечивающих крепость судна. Эти связи служат опорными контурами покрывающих их листов наружной обшивки судна … Морской словарь

      Корпус судна — основная часть судна, состоящая из оболочки и каркаса (набора корпуса судна (См. Набор корпуса судна)). К. с. обеспечивает плавучесть, общую и местную прочность судна, а также возможность размещения людей, грузов, оборудования, вооружения … Большая советская энциклопедия

      КИЛЬ (судна) — КИЛЬ судна (голл. kiel, англ. keel), 1) балка, проходящая посредине днища судна от носовой до кормовой оконечности (см. также Набор корпуса судна (см. НАБОР КОРПУСА СУДНА)). 2) Вертикальная часть хвостового оперения самолета, дирижабля … Энциклопедический словарь

      dic.academic.ru