Проект закона о реорганизации

Проект закона о реорганизации

Глава правительства Дмитрий Медведев поручил продолжить работу над проектом закона о реорганизации «Почты России» для его принятия в текущем году. Об этом говорится в перечне решений по итогам заседания кабмина в четверг, 2 февраля.

Согласно плану акционирования, который утвердили еще летом 2013 года, ФГУП должно быть преобразовано в ООО. При этом государство становится абсолютным собственником предприятия. Дальнейшее решение о приватизации остается за Росимуществом, которое примет его по согласованию с Минкомсвязи. К слову, законопроект внесли в Госдуму в 2014 году, но до сих пор не утвердили.

На заседании также одобрен проект распоряжения правительства о прогнозном плане приватизации до 2019 года: МЭР совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено обеспечить исполнение ранее принятых решений по подготовке к приватизации федерального имущества. В проект включили 487 хозяйственных обществ, 298 унитарных предприятий и 1041 объектов казны.

По словам источника ТАСС, знакомого с документом, в план приватизации вошел и крупнейший в стране производитель бриллиантов «Кристалл». Помимо этого, проект предполагает снижение доли государства в «Совкомфлоте» до 25%+1 акция, полный выход из капитала НМТП и ОЗК, сокращение госдоли в ВТБ и в «Алросе».

xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

Досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов» (май 2017 года)

Досье на проект Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов»

проекта Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов»

1. Название проекта закона

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов» (далее — законопроект).

2. Обоснование необходимости принятия проекта закона

Законопроект разработан во исполнение поручения Премьер-Министра РК, данного по итогам заседания Правительства РК от 23 мая 2016 года № 19 касательно проработки вопроса, связанного с выявленными фактами привлечения средств населения для приобретения жилья через потребительские кооперативы, и по недопущению создания финансовых пирамид.

В этой связи, законопроект направлен на совершенствование организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, усиление требований и введения прозрачности механизма приобретения жилья посредством вступления граждан в ЖК или ЖСК, а также на устранение законодательных пробелов и коллизий в действующем законодательстве в сфере жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

I . Совершенствование организации и деятельности жилищно-строительных кооператив .

В Республике Казахстан строительство жилых объектов посредством жилищно-строительных кооператив (далее — ЖСК) регламентировано Законом РК «О жилищных отношениях» (далее — Закон) и статьей 108 Гражданского кодекса РК.

Так, согласно действующему законодательству ЖСК является некоммерческим объединением граждан с целью приобретения (строительства) и эксплуатации жилого дома, в котором право собственности на жилой дом принадлежит ЖСК, а граждане — члены ЖСК — обладают правом владения и пользования закрепленными за ними помещениями, в отдельных случаях — правом распоряжения в установленном порядке и участвуют в расходах на содержание общего имущества объекта кондоминиума.

Очень важно отметить, что создавая ЖСК его члены участвуют не только в строительстве и реконструкции жилого дома, но и в последующего его содержании. Действуют данные ЖСК на основании устава, принятого на общем учредительном собрании членов ЖСК, на котором должно присутствовать не менее двух третей лиц, вступающих в члены ЖСК или их доверенных лиц.

Правоприменительная практика законодательства в этой сфере показывает, что строительные компании, уклоняясь от соблюдений требований норм Закона РК «О долевом участии в жилищном строительстве», привлекают средства граждан продавая им недостроенное жилье, при этом будущие жильцы покупают изначально паи, а не квадратные метры.

Из-за недостаточного регламентирования норм Закона в данной сфере, появились лазейки позволяющие строительным компаниям, как минимум из трех «инициативных членов» создавать аффилированные ЖСК, уставы которых принимаются до вступления в него реальных членов, а также фактически принимающие сами решение по избиранию председателя правления ЖСК, его членов правления и ревизионной комиссии.

Таким образом, указанные недостатки показывают, что все права пайщиков, определяемые уставом ЖСК согласно Закона РК «О жилищных отношениях» менее защищены в сравнении с Законом РК «О долевом участии в жилищном строительстве».

В этой связи, концепцией предлагается в действующем законодательстве пересмотреть порядок вступления членов в ЖСК, а именно членами ЖСК должны быть только физические лица и количество членов ЖСК не может быть менее 50 % граждан от общего количества жилых помещений в многоквартирном доме или в жилом комплексе, но не должно превышать количество жилых помещений в указанных объектах.

Также имеются случаи, когда дольщики долевого строительства при банкротстве строительной компании имеют право создавать ЖСК в целях завершения строительства жилого дома. Концепцией предлагается предусмотреть нормы, исключающие в данном случае требование по количеству членов ЖСК.

Кроме того, в целях прозрачности процесса создания ЖСК, избрания председателя правления ЖСК, членов правления и ревизионной комиссии, а также в целях недопущения ущемления прав всех членов ЖСК, определения равных обязанностей между членами ЖСК предлагаем уполномоченный орган наделить компетенцией по разработке и утверждению Типового устава ЖСК и Типового договора паевого взноса в ЖСК.

Ярким примером подтверждения создания ЖСК строительными компаниями является деятельность ТОО «Астана Дор Индустрия» и ТОО « BestRealEstate », осуществляющие строительство жилых комплексов «Бейбарыс», «Лея +», «Лея Сарыбулак» .

Согласно сведениям акимата города Астаны, данные объекты были разделены на очереди, при этом не на каждую очередь объекта были выданы разрешительные документы на проведение строительно-монтажных работ, отсутствовали разрешения на привлечение денежных средств дольщиков.

В результате вышеуказанных неправомерных действий, к строительным компаниям были приняты меры административного характера с приостановлением работ на объектах. Однако, строительные компании используя пробелы в Законе РК «О жилищных отношениях» привлекали средства граждан создавая ЖСК, что позволило им уйти от ответственности перед пайщиками.

В этой связи, концепцией предлагается пересмотреть нормы касательно регистрации (перерегистрации) ЖСК, установить норму по обязательности наличия у ЖСК земельного участка на праве собственности или на праве пользования, в случаях изменения утвержденных проектных документов на строительство объектов либо изменения количества предполагаемых пайщиков предусмотреть основания для перерегистрации ЖСК.

В целях предоставления гарантий от мошеннических действий со стороны учредителей ЖСК предлагаем установить требование, запрещающее с момента создания ЖСК до завершения нулевого цикла застройки принимать последующих членов .

На сегодняшний день, имеется практика когда ЖСК создается для нескольких объектов. К примеру ЖСК «Толенды», который осуществляет свою деятельность по строительству 5 объектов (ЖК «Аниса-2», ЖК «Аниса-3», ЖК «Столичный-2», ЖК «Коктал», ЖК «Абат»).

Ввиду большого объема строительных объектов, ЖСК «Толенды» не смог скоординировать должным образом строительство всех объектов, что привело к не завершению в срок процедуры оформления разрешительных документов, земельных участков, к срыву срока своих обязательств по заключенным договорам. Приговором р айонного суда №2 Сарыаркинского района города Астаны председатель ЖСК «Толенды» приговорен к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок 5 лет условно.

В этой связи, концепцией предлагается предусмотреть норму уточняющего характера касательно создания ЖСК только для строительства одного многоквартирного дома или одного жилого комплекса.

В целях равного распределения исполнения финансовых обязательств между всеми членами ЖСК при строительстве жилого здания предлагаем, чтобы затраты на формирование проектной документации, на приобретение земельного участка включались в сумму паевых взносов всех членов ЖСК, так как сумма средств внесенных от членов вступивших в самом начале создания ЖСК уходит на вышеуказанные затраты, а после этих затрат вложенные средства последующих вступивших пайщиков не всегда учитываются в общей сумме затрат.

II . Совершенствования организации и деятельности жилищного кооператива.

В действующем законодательстве привлечение средств граждан для удовлетворения своих потребностей, предусматривается путем создания потребительского кооператива (далее — ПК) в соответствии с Законом РК «О потребительском кооперативе».

Механизм создания жилищного кооператива (далее — ЖК), в котором приобретается жилой дом, в соответствии с суммой паевого взноса регламентирован законами РК «О жилищных отношениях», «О потребительском кооперативе».

При этом, исследуя практику законодательного регулирования создания ПК следует отметить, что приобретать жилье для удовлетворения потребностей своих участников, за счет взносов вступивших в последующем граждан путем создания ПК не запрещено.

На сегодяшний день, с привлечением паевых взносов граждан под гарантией выдачи жилья, руководителями производственных кооперативов «Общий дом» (ТОО « Dream Life »), « Happy Dom » организованы финансовые пирамиды, по которым возбуждены уголовные дела (по статье 217 УК РК «Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой»).

Согласно информации Службы экономических расследований Комитета государственных доходов Министерства финансов РК по данной статье квалифицированы в 2015 году — 5, 2016 году — 16, в 1 квартале 2017 года -11 уголовных правонарушений .

В условиях рыночной экономики, в связи с острой нехваткой жилья, ПК с заманчивыми предложениями о возможности приобретения жилья по себестоимости, путем первоначального взноса 20-50% от стоимости жилья привлекают граждан.

Таким образом, пайщику за счет последующих вступивших взносов от членов ПК, через определенное время (от 6 месяцев и дольше) предоставляется жильё, которое находится в собственности ПК, при этом, пайщик проживает в данном жилье на условиях аренды до оплаты оставшейся суммы.

В соответствии со статей 25 Закона РК «О потребительском кооперативе» собственником имущества, числящегося на балансе потребительского кооператива, является ПК как юридическое лицо. Статьей 28 Закона РК «О потребительском кооперативе» предусмотрено, что доли всех членов в имуществе (в стоимости имущества) ПК определяются пропорционально их вкладам в его имущество.

Таким образом, пайщик не имеет права претендовать на приобретаемую квартиру, так как она является общей собственностью всех пайщиков.

Выплаты первоначальных пайщиков для которых приобретаются квартиры, являются недостаточными для приобретения квартир следующих ожидающих по очереди пайщиков. ПК для решения вопроса этих ожидающих пайщиков вынужден дополнительно привлекать новых пайщиков.

Таким образом, в действующем законодательстве необходимо предусмотреть нормы, которые будут регламентировать процесс приобретения жилья вкладчиков согласно их очередности, а именно запретить ЖК приобретать жилые помещения для членов ЖК за счет первоначальных и паевых взносов последующих членов.

Также необходимо отметить, что в законодательстве ввиду отсутствия норм по ограничению у ЖК количества приобретаемых жилых помещений и вступающих в него членов, возникают предпосылки для создания финансовых пирамид, которые по достижению своих пределов и при отсутствии дальнейшего восстановления платежной способности могут причинить значительный ущерб гражданам государства.

Во избежание вышеуказанных последствий концепцией предлагается ограничить права ЖК путем приобретения жилых помещений только в одном многоквартирном доме или в одном жилом комплексе, при этом приобретать не более 100 жилых помещений и количество членов ЖК не должно превышать количество приобретаемого жилья.

Инициаторы созданных ЖК лоббируют в своих уставах в большей степени интересы самих руководителей ЖК, при этом права остальных пайщиков соблюдаются частично.

В этой связи, в целях прозрачности процесса создания ЖК, избрания председателя правления ЖК, членов правления и ревизионной комиссии, а также в целях недопущения ущемления прав членов ЖК, определения равных обязанностей между членами ЖК предлагаем уполномоченный орган наделить компетенцией по разработке и утверждению Типового устава ЖК и Типового договора паевого взноса в ЖК.

III . Устранение противоречий, пробелов и коллизий в действующем законодательстве.

В соответствии со статьей 108 Гражданского Кодекса РК, предусмотрены нормы, регулирующие деятельность ПК, которые образуются путем добровольного объединения граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов.

Вместе с тем, Закон РК «О потребительском кооперативе» определяет правовое положение потребительских кооперативов, организационные, экономические и социальные условия их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности членов, полномочия и ответственность органов управления и контроля.

При этом привлечение средств населения для приобретения жилья через ПК регулируется также Законом РК «О жилищных отношениях», в котором оговаривается порядок образования, регистрации ПК, принятие устава и другие вопросы, касающиеся деятельности ЖК и ЖСК.

Согласно действующему законодательству предусмотрены различные цели для создания ПК, к примеру: ЖСК, ЖК, потребительские общества, гаражные кооперативы, дачные кооперативы, сельхозяйственные, кредитные объединения и т.д., регулирование которых осуществляется соответствующими отраслевыми законодательными актами.

На сегодняшний день, назрела необходимость по усилению требований и введения прозрачности механизма приобретения жилья посредством вступления граждан в ЖК или ЖСК.

Учитывая особенность деятельности кооперативов в сфере жилищных отношений, рост интереса к организации строительства и приобретения жилья путем создания ЖК и ЖСК, а также наличие фактов мошеннических операций в данной сфере, концепцией предлагается предусмотреть исключительные положения в Гражданском кодексе РК и Законе РК «О потребительском кооперативе».

В целях улучшения правовой основы и регламентации деятельности ЖК и ЖСК предлагается их регулирование установить только в рамках Закона РК «О жилищных отношениях» .

Кроме того, в рамках разрабатываемого законопроекта в целях устранения правовых пробелов и коллизий в сфере жилищных отношений предлагается предусмотреть иные поправки.

3. Цели принятия проекта закона

Целью принятия проекта закона является совершенствование правового регулирования организации и деятельности ЖК и ЖСК в Республике Казахстан.

4. Предмет регулирования проекта закона

Предметом регулирования проекта закона являются общественные отношения в сфере организации и деятельности ЖК и ЖСК в Республике Казахстан.

5. Структура и содержание проекта закона

Проект закона состоит из 2 статей:

первая статья содержит пункты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс РК, Законы РК «О жилищных отношениях» и «О потребительском кооперативе».

вторая статья предусматривает порядок введения Закона в действие.

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере

По результатам проведенного правового мониторинга законодательных актов в сфере организации и деятельности ЖК и ЖСК выявлено следующее.

На сегодняшний день, назрела необходимость по усилению требований в приобретении жилья посредством вступления граждан в ЖК или ЖСК, а также разработки действенного механизма государственного участия в такой форме организации строительства.

Виду того, что ЖСК как организационно-правовая форма объединения граждан для строительства широко применяется среди обманутых дольщиков, желающих достроить своё жильё, правила контроля за движением денежных средств, предназначенных для строительства были усилены только в отношении долевого участия граждан в жилищном строительстве (Закон РК «О долевом участии в жилищном строительстве»), вследствие чего вступление в ЖСК стало выгодным.

Особую озабоченность вызывает вопрос гарантийных мер защиты прав и законных интересов граждан-покупателей, являющихся участниками объединений, а именно ЖСК.

Практика показывает, что зачастую права участников-пайщиков ущемляются строительными компаниями, которым удобно реализовывать «преступные схемы продаж» продавая недостроенные дома либо существующие только на бумаге. Другим примером ущемления прав пайщиков выступает «одностороннее решение» со стороны строительных компаний, которое выражается в праве влиять на принятое решение о размере взносов и иных выплатах, на порядок и сроки сдачи жилого помещения внаем либо использовать его в коммерческих целях, «диктовать» членам кооператива порядок и условия передачи прав и обязанностей третьим лицам и другие. Более того, в договорах содержатся положения, позволяющие строительной компании передавать ЖСК на любой стадии строительства в случае «временного» приостановления финансирования. Отметим, что ЖСК не несет ответственность за срыв оговоренных сроков при полном его финансировании, а в отношении пайщиков платежи, внесенные несвоевременно облагаются пенями и штрафами вплоть до возможного разрыва договора. Поэтому целесообразно разработать типовой устав ЖСК, типовой договор паевого взноса в ЖСК, пересмотреть нормы касательно порядка вступления членов в ЖСК, установить нормы по наличию земельного участка у ЖСК, нормы по равномерным финансовым обязательствам для всех членов ЖСК и т.д.

Полагаем, что введение таких новшеств в действующее законодательство, регулирующего сферу ЖСК позволит оказать помощь по приобретению жилья для граждан, желающих улучшить свои жилищные условия.

По итогам проведенного правового мониторинга выявлена необходимость внесения изменений в Гражданский кодекс РК, в Законы РК «О жилищных отношениях» и «О потребительском кооперативе».

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

В случае принятия законопроекта предполагаются следующие положительные правовые и социально-экономические последствия:

— повышение объективности и прозрачности деятельности ЖК и ЖСК;

— исключение з лоупотреблений застройщиками правами в отношениях, связанных с ЖСК;

— исключение возможности создания ЖК, имеющие признаки финансовых пирамид.

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами.

В настоящее время ряд вопросов проекта закона регулируется Гражданским кодексом РК, Законами РК «О жилищных отношениях» и «О потребительском кооперативе».

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта

В зарубежных странах системы кооперативов играют важнейшую роль в развитии жилищного сектора, особенно для удовлетворения жилищных потребностей социально-уязвимых слоев населения. ЖСК в разных государствах имеют разное название (кооперативы, жилищные кооперативы, строительно-сберегательные кассы: синдикаты во Франции; квартирные акционерные общества в Финляндии; объединения совладельцев многоквартирных домов в Украине) и имеют различия в режиме функционирования и правового регулирования.

При этом обращаем внимание на то, что в системе ЖСК зарубежных стран также имеются различные проблемные аспекты, которые препятствуют эффективному развитию кооператива и в целом решению важнейших социально-экономических задач государства.

1. Реализация строительных проектов сопровождается существенным объемом административной и юридической работы, которые иногда могут быть неправомерно возложены на застройщиков.

В США кооператив несет ответственность, как собственник имущества, за все юридические и финансовые обязательства. Член кооператива платит ежемесячные комиссионные сборы за различного рода эксплуатационные расходы.

В Португалии способ организации кооперативов позволяет им выполнять дополнительные услуги, такие как юридическая и административная помощь по реализации строительного проекта.

В Испании при ЖСК создаются специальные органы, которые выполняет технические и административные функции по реализации жилищного объекта.

В РФ руководство текущей деятельностью кооператива осуществляется правлением кооператива, который избирается из числа членов кооператива общим собранием членов кооператива. При этом, правление кооператива из своего состава избирает председателя правления, который действует от имени кооператива, представляет его интересы и совершает сделки.

2. Строительные проекты, как правило, сопровождаются увеличением стоимости жилищного проекта. ЖСК должны учитывать такого рода стоимостный риск.

В Норвегии члены ЖСК должны предусмотреть пропорциональную долю в текущих расходах. Паи обычно продаются на открытом рынке по их полной рыночной стоимости, но члены кооперативных жилищных ассоциаций имеют право преимущественной покупки по цене, установленной на рынке.

В РФ есть определенные требования по размещению документов и иной информации в единой электронной системе по деятельности жилищных кооперативов. Так, например кооперативы размещают свой устав, информацию по количеству членов, разрешение на строительство, право на земельный участок, количество жилых помещений, предпологаемый срок ввода в эксплуатацию объекта. При этом каждый жилищный кооператив обязан вести реестр своих членов, в том числе размер вступительных и паевых взносов в отношении каждого члена ЖСК. Тем самым каждый гражданин, желающий вступить в кооператив , может оценить свои возможности и риски.

3. Также в РФ имеются некоторые особенности при создании жилищных кооперативов. Так, например, количество членов кооперативов не может быть менее чем пять, но не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме.

Члены жилищных кооперативов своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома, при этом сам кооператив, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным ему разрешением на строительство. Однако, кооператив не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.

Кроме того, предусмотрены требования к содержанию устава жилищного кооператива, который должен содержать сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

4. Базовым условием успешности жилищно-строительного деятельности является финансовая обеспеченность участников ЖСК. В ряде стран отсутствие достаточных финансовых ресурсов приводило к затягиванию строительных проектов и даже к провалу кооперативного подхода в жилищном секторе.

В этой связи, весьма важным является формирование специальных финансовых механизмов или процедур, которые позволили бы поддерживать строительной проект на длительной основе.

В Италии все ЖК должны вносить 3% своего чистого сальдо в специальный фонд развития. ЖК должны перевести от 30% — 70% своего бюджетного профицита в неделимый резерв. Эти суммы не облагаются налогом. После роспуска кооператива, резерв должен быть передан фонда кооперативного развития, и не может быть предоставлен отдельному члену.

В Турции члены ЖСК выплачивают ежегодный финансовый взнос в соответствии с ежегодным бюджетом ЖСК, который должен утверждаться Генеральной Ассамблеей ЖСК. Бюджет должен охватывать все ожидаемые расходы на строительство, администрацию и т. д.

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Реализация норм проекта закона не потребует выделения средств из государственного бюджета.

online.zakon.kz

Проект федерального закона о Российской академии наук

О Российской академии наук,

академий наук и внесении изменений

в отдельные законодательные акты

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук, а также устанавливает порядок управления Российской академией наук и порядок финансового обеспечения ее деятельности.

Статья 2. Правовое положение Российской академии наук

1. Российская академия наук является основанным на членстве общественно-государственным объединением, учрежденным Российской Федерацией.

2. Российская академия наук создается в целях координации фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых в Российской Федерации по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.

3. Деятельность Российской академии наук регулируется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставом, принятым в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Полное наименование Российской академии наук на русском языке — общественно-государственная организация «Российская академия наук».

Сокращенное наименование Российской академии наук на русском языке — РАН.

Полное наименование Российской академии наук на английском языке – Russian Academy of Science.

Сокращенное наименование Российской академии наук на английском языке — RAS.

5. Место нахождения Российской академии наук — город Москва, Ленинский проспект, 14.

6. Российская академия наук имеет исключительное право на использование своего наименования, определенного настоящим Федеральным законом.

Лицо, неправомерно использующее наименование Российской академии наук, по требованию последней обязано прекратить его использование и возместить Российской академии наук причиненные убытки.

7. Российская академия наук создается без ограничения срока ее деятельности.

Статья 3. Устав Российской академии наук

1. Устав Российской академии наук, а также изменения к нему принимаются общим собранием Российской академии наук в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Устав Российской академии наук должен содержать сведения:

о предмете и целях деятельности;

о порядке принятия устава, внесении изменений в устав;

о составе, порядке формирования и компетенции органов управления Российской академии наук, в том числе по вопросам, составляющим исключительную компетенцию общего собрания Российской академии наук, о порядке принятия органами управления Российской академии наук решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов;

о порядке и условиях избрания академиков и иностранных членов Российской академии наук, их правах и обязанностях;

о структуре Российской академии наук, в том числе сведения о региональных отделениях (филиалах) и представительствах Российской академии наук;

об условиях и порядке предоставления Российской академией наук научно-консультативных и экспертных услуг органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, а также гражданам и организациям;

о порядке предоставления информации о деятельности Российской академии наук членам Российской академии наук и заинтересованным лицам;

иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 4. Аппарат Российской академии наук

1. Организационное, правовое, аналитическое, информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Российской академии наук осуществляется аппаратом Российской академии наук.

2. Аппарат Российской академии наук является федеральным государственным бюджетным учреждением, учреждаемым Правительством Российской Федерации и возглавляемым директором – руководителем аппарата Российской академии наук.

3. Руководитель аппарата Российской академии наук назначается Правительством Российской Федерации по представлению президиума Российской академии наук.

Статья 5. Финансовое обеспечение деятельности Российской академии наук

1. Расходы, связанные с обеспечением деятельности Российской академии наук, в том числе с выплатой окладов за звание академика Российской академии наук, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.

2. Финансовое обеспечение содержания аппарата Российской академии наук осуществляется в пределах расходов, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности Российской академии наук.

Статья 6. Реорганизация и ликвидация Российской академии наук

Российская академия наук может быть реорганизована или ликвидирована на основании федерального закона.

Глава II. Цели деятельности и основные функции Российской академии наук

Статья 7. Цели деятельности Российской академии наук

Целями деятельности Российской академии наук являются:

развитие фундаментальных и поисковых научных исследований в Российской Федерации, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России;

экспертное научное обеспечение деятельности государства и общества в научной и научно-технической сфере;

всемерное содействие развитию науки в России;

распространение и повышение авторитета научных знаний;

укрепление связей между наукой и образованием;

содействие повышению статуса и социальной защищенности научных работников.

Статья 8. Задачи и функции Российской академии наук

Основными задачами Российской академии наук являются:

разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики;

экспертиза крупных научно-технических программ и проектов;

участие в организации и координации фундаментальных и поисковых научных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в разработке и согласовании Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

предоставление научно-консультативных и экспертных услуг органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, а также гражданам и организациям;

изучение и анализ достижений мировой и отечественной науки и выработка рекомендаций по их использованию в интересах Российской Федерации;

укрепление научных связей и взаимодействия с субъектами научной и (или) научно-технической деятельности;

подготовка предложений, направленных на развитие материальной и социальной базы науки, повышение степени интеграции науки и образования, эффективную реализацию инновационного потенциала фундаментальной науки, на укрепление социальной защищенности работников науки;

популяризация и пропаганда науки, научных знаний и научно-технических достижений.

Для реализации основных задач Российская академия наук:

наделяется функциями научно-консультативного и экспертного органа Российской Федерации;

по поручению органов государственной власти Российской Федерации проводит экспертизу крупных научно-технических программ и проектов, мониторинг и оценку результативности деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности, а также экспертизу результатов научной и (или) научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета;

участвует в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности;

готовит доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными;

разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также направлениях поисковых научных исследований;

дает рекомендации по направлениям и объемам бюджетного финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования;

представляет российских ученых в международных научных союзах и их руководящих органах, участвует в других международных научных организациях, заключает соглашения о научно-информационном сотрудничестве с академиями наук и научно-исследовательскими организациями зарубежных стран, участвует в организации и проведении международных научных конгрессов, конференций, симпозиумов и семинаров;

осуществляет редакционно-издательскую деятельность, в том числе выпускает и издает научные монографии, учреждает и издает академические научные журналы, в которых публикуются результаты научных исследований ученых России;

создает научные, экспертные и координационные советы, комитеты и комиссии по важнейшим направлениям науки и техники;

увековечивает память выдающихся ученых, учреждает и присуждает медали и премии за выдающиеся научные и научно-технические достижения, в том числе золотые медали и премии имени выдающихся ученых, медали с премиями для молодых ученых и студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования;

учреждает и присваивает почетные звания российским и иностранным ученым.

Глава III. Члены Российской академии наук

Статья 9. Академики и иностранные члены Российской академии наук

1. Членами Российской академии наук являются академики и иностранные члены Российской академии наук.

2. Академиками Российской академии наук являются избранные пожизненно общим собранием Российской академии наук в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук, ученые, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие выдающиеся научные достижения.

Порядок и условия избрания иностранных членов Российской академии наук устанавливается уставом Российской академии наук.

3. Академики Российской академии наук участвуют в общем собрании Российской академии наук с правом решающего голоса по всем вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания.

Иностранные члены Российской академии наук вправе участвовать в заседаниях общего собрания Российской академии наук с правом совещательного голоса.

4. В случае систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей академика Российской академии наук, установленных настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук, академик Российской академии наук по решению общего собрания Российской академии наук может быть лишен звания и исключен из членов Российской академии наук.

Ходатайство о лишении академика Российской академии наук звания и исключения из членов Российской академии наук вправе вынести на решение общего собрания Российской академии наук президиум Российской академии наук или академики Российской академии наук, составляющие не менее чем 10 процентов от общего числа академиков Российской академии наук.

Статья 10. Выплата окладов за звание академика Российской академии наук

1. Академикам Российской академии наук выплачиваются ежемесячные оклады за звание академика Российской академии наук в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, пожизненно с момента присвоения лицу звания академика Российской академии наук, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Выплата ежемесячных окладов за звание академика Российской академии наук прекращается с момента лишения лица звания академика Российской академии наук и исключения из членов Российской академии наук.

Статья 11. Права и обязанности академика Российской академии наук

1. Академики Российской академии наук имеют право:

участвовать в управлении Российской академией наук, в выполнении задач и функций Российской академии наук в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук;

избирать и быть избранными в выборные органы управления Российской академии наук;

получать информацию о деятельности Российской академии наук в порядке, предусмотренном уставом Российской академии наук;

получать выплаты за звание академика Российской академии наук;

осуществлять иные права в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Академики Российской академии наук обязаны:

активно участвовать в выполнении задач, возложенных на Российскую академию наук, и содействовать достижению целей, ради которых она создана;

принимать участие в заседаниях общего собрания Российской академии наук и голосовать на них по всем вопросам повестки дня;

в случае избрания в органы управления надлежащим образом осуществлять права и исполнять обязанности, вытекающие из деятельности соответствующих органов управления;

соблюдать требования устава Российской академии наук, исполнять решения общего собрания Российской академии наук и президиума Российской академии наук;

соблюдать нормы научной этики, своим личным примером содействовать повышению авторитета науки и высокого звания академика Российской академии наук;

ежегодно представлять в отделения Российской академии наук, в которых они состоят, письменные отчеты о своей научной и (или) научно-технической деятельности и полученных за отчетный год научных и (или) научно-технических результатах;

исполнять иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

3. Уставом Российской академии наук могут предусматриваться дополнительные права и обязанности академиков Российской академии наук, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.

Глава IV. Органы управления Российской академии наук

Статья 12. Общее собрание Российской академии наук

1. Общее собрание является высшим органом управления Российской академии наук, состоящим из всех академиков, избранных в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук.

2. Общее собрание Российской академии наук:

1) определяет приоритетные направления деятельности Российской академии наук для достижения целей, в интересах которых она создана;

2) утверждает и ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также направлениях поисковых научных исследований;

3) принимает рекомендации по направлениям и объемам бюджетного финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований в Российской Федерации, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, на следующий финансовый год;

4) утверждает и ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными;

5) заслушивает и обсуждает доклады отделений Российской академии наук и региональных отделений (филиалов) Российской академии наук;

6) избирает академиков Российской академии наук в соответствии с настоящим Федеральным законом и в порядке, установленном уставом Российской академии наук;

7) принимает устав Российской академии наук и положения об отделениях Российской академии наук, региональных отделениях (филиалах) и представительствах Российской академии наук или изменения к ним;

8) принимает решения о создании региональных отделений (филиалов) и представительств Российской академии наук;

9) принимает решения об участии Российской академии наук в международных организациях;

10) избирает президиум Российской академии наук, президента, вице-президентов, главного ученого секретаря президиума и академиков-секретарей отделений Российской академии наук;

11) формирует отделения Российской академии наук;

12) готовит предложения по установлению предельного количества академиков Российской академии наук и представляет их на утверждение в Правительство Российской Федерации.

3. Порядок проведения общего собрания Российской академии наук определяется уставом Российской академии наук.

Решения на заседании общего собрания Российской академии наук по вопросам, указанным в пунктах 8, 9 и 12 части 2 настоящей статьи настоящего Федерального закона, принимаются большинством не менее трех четвертей голосов членов общего собрания Российской академии наук, принимающих участие в заседании.

Заседание общего собрания Российской академии наук правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие более половины членов общего собрания. Члены общего собрания могут участвовать в заседании общего собрания Российской академии наук только лично.

4. Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания Российской академии наук, не могут быть переданы на решение иных органов управления Российской академии наук.

Статья 13. Президиум Российской академии наук

1. Президиум Российской академии наук является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Российской академии наук.

2. В президиум Российской академии наук входят президент и вице-президенты Российской академии наук, а также члены президиума Российской академии наук, избираемые общим собранием Российской академии наук в количестве и в порядке, установленном уставом Российской академии наук.

3. Президиум Российской академии наук:

1) созывает заседания общего собрания Российской академии наук;

2) утверждает результаты проводимой по поручению органов государственной власти Российской Федерации экспертизы крупных научно-технических программ и проектов, а также мониторинга и оценки результативности деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности.

3) согласовывает назначение президентом Российской академии наук кандидатур руководителей региональных отделений (филиалов) и представительств Российской академии наук;

4) утверждает регламент взаимодействия Российской академии наук с аппаратом Российской академии наук;

5) представляет к назначению на должность руководителя аппарата Российской академии наук;

6) выполняет иные установленные уставом Российской академии наук полномочия.

Статья 14. Президент Российской академии наук

1. Президент Российской академии наук является единоличным исполнительным органом Российской академии наук.

2. Президент Российской академии наук избирается из числа академиков Российской академии наук сроком на пять лет, не более двух сроков подряд. По истечении пятилетнего срока президент Российской академии наук вправе осуществлять полномочия до избрания нового президента Российской академии наук, но не более чем шесть месяцев после истечения срока его полномочий.

3. Президент Российской академии наук:

1) созывает заседания президиума Российской академии наук;

2) действует от имени Российской академии наук, в том числе представляет ее интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, в организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами;

3) назначает руководителей региональных отделений (филиалов) и представительств Российской академии наук по представлению президиума Российской академии наук и выдает им доверенности;

4) представляет по согласованию с президиумом Российской академии наук на утверждение общего собрания Российской академии наук устав Российской академии наук, положение о региональном отделении (филиале) и представительстве Российской академии наук или изменения к ним;

5) предлагает президиуму Российской академии наук кандидатуру руководителя аппарата Российской академии наук;

6) решает иные вопросы руководства текущей деятельностью Российской академии наук.

Статья 15. Региональные отделения (филиалы) и представительства Российской академии наук

1. Российская академия наук может создавать региональные отделения (филиалы) и открывать представительства по решению общего собрания Российской академии наук, принятому большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов общего собрания, принявших участие в голосовании.

2. Создание региональных отделений (филиалов) и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации – также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3. Региональные отделения (филиалы) и представительства Российской академии наук не являются юридическими лицами и действуют на основании принятых общим собранием Российской академии наук положений о них.

Руководители региональных отделений (филиалов) и представительств назначаются президентом Российской академии наук и действуют на основании соответствующих положений.

Глава V. Взаимодействие Российской академии наук с органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями

Статья 16. Независимость Российской академии наук

1. Российская академия наук в пределах задач и функций, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, обладает независимостью и автономией в своей деятельности.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность Российской академии наук, принимать решения, препятствующие осуществлению задач и функций Российской академией наук или противоречащие настоящему Федеральному закону.

Статья 17. Взаимодействие Российской академии наук с органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями при реализации своих целей и основных задач

1. При реализации своих целей и основных задач Российская академия наук осуществляет взаимодействие и информационный обмен с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, а также с гражданами и организациями в порядке, установленном уставом Российской академии наук.

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и организации, органы местного самоуправления обязаны оказывать всемерную поддержку Российской академии наук при осуществлении ею своей деятельности.

2. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и организации, органы местного самоуправления, а также субъекты научной и (или) научно-технической деятельности обязаны безвозмездно предоставлять Российской академии наук по ее запросам имеющуюся у них научную и (или) научно-техническую информацию (в том числе аналитические и справочные материалы), необходимую для осуществления Российской академией наук своей уставной деятельности. Предоставление необходимой информации проводится с соблюдением требований по защите государственной и коммерческой тайны.

3. Научные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие за счет бюджетных средств фундаментальные и поисковые научные исследования, обязаны ежегодно представлять в Российскую академию наук отчеты о проведенных фундаментальных и поисковых научных исследованиях и полученных научных и (или) научно-технических результатах.

4. Российская академия наук ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации доклады о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными, а также предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук и направлениях поисковых научных исследований.

5. Российская академия наук представляет в органы государственной власти Российской Федерации результаты проводимой по их поручению экспертизы крупных научно-технических программ и проектов, а также мониторинга и оценки результативности деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности.

Статья 18. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период

1. Правительство Российской Федерации по согласованию с Российской академией наук утверждает Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, предусматривающую средства федерального бюджета на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований в Российской Федерации, включающую план проведения указанных исследований, бюджетные проектировки расходов на проведение указанных исследований на срок действия этой программы, целевые показатели (ориентиры) ее реализации.

2. Разработка Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период осуществляется Правительством Российской Федерации при непосредственном участии Российской академии наук. При возникновении разногласий с Российской академией наук при разработке Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период Правительством Российской Федерации проводятся необходимые процедуры по урегулированию таких разногласий.

Глава VI. Переходные и заключительные положения

Статья 19. Прекращение деятельности Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук

1. Лица, имеющие на момент вступления в силу настоящего Федерального закона звания действительного члена (академика) или члена-корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, являющихся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений, с момента вступления в силу настоящего Федерального закона и в соответствии с их заявлениями становятся членами и академиками Российской академии наук, учрежденной настоящим Федеральным законом, а иностранные члены указанных государственных академий наук с момента вступления в силу настоящего Федерального закона приобретают статус иностранных членов Российской академии наук, учрежденной настоящим Федеральным законом.

2. Первое заседание общего собрания Российской академии наук, учрежденной настоящим Федеральным законом, проводится в течение шести месяцев с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.

Первое заседание общего собрания Российской академии наук, учрежденной настоящим Федеральным законом, открывает старейший по возрасту академик. На первом заседании общего собрания Российской академии наук избираются президиум Российской академии наук, президент, вице-президенты, главный ученый секретарь президиума и принимается устав Российской академии наук.

Организационное, информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение проведения первого заседания общего собрания Российской академии наук, учрежденной настоящим Федеральным законом, осуществляется аппаратом Российской академии наук.

3. С момента учреждения Российской академии наукв соответствии с настоящим Федеральным законом Российская академия наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, являющиеся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений, прекращают в установленном законодательством Российской Федерации порядке свою деятельность.

4. В течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации:

1) назначает ликвидационные комиссии Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, являющихся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений, устанавливает порядок и сроки ликвидации указанных государственных академий наук в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учётом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом;

2) утверждает критерии и порядок проведения оценки деятельности организаций, подведомственных Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, являющихся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений.

5. Правительство Российской Федерации в течение шести месяцев с даты утверждения критериев и порядка проведения оценки деятельности организаций проводят оценку деятельности организаций, подведомственных Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, являющихся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы).

По результатам проведенной оценки Правительство Российской Федерации утверждает перечни организаций, подведомственных Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, являющихся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений:

1) подлежащих передаче в ведение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом научных институтов Российской академии наук (далее – агентство научных институтов Российской академии наук);

2) подлежащих передаче в ведение иных федеральных органов исполнительной власти;

3) подлежащих реорганизации или ликвидации.

6. До утверждения Правительством Российской Федерации указанных в части 5 настоящей статьи перечней организаций не подлежат изменению:

1) организационно-правовая форма, в которой созданы организации, подведомственные государственным академиям наук, указанным в пункте 1 части 4 настоящей статьи;

2) вид вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления), на котором за указанными организациями закреплено имущество;

3) состав имущества, закрепленного за указанными организациями.

7. В наименовании научных организаций, переданных в ведение агентство научных институтов Российской академии наук, указывается их принадлежность к Российской академии наук, учрежденной в соответствии с настоящим Федеральным законом. Руководители таких научных организаций назначаются на должность и освобождаются от должности с учетом предложений президиума Российской академии наук.

В пункте 12 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 49, ст. 6422; 2011, № 49, ст. 7047; 2012, № 49, ст.6758, 2013, № 7, ст. 606) слова «Российская академия медицинских наук» заменить словами «Российская академия наук» в соответствующем падеже.

В подпункте 1 пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724) слова «Российская академия медицинских наук» заменить словами «Российская академия наук».

Статью 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137; 2006, № 50, ст. 5280; 2011, № 45, ст. 6321; 2012, № 50, ст.6963) изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Государственные академии наук

1. Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств являются государственными академиями наук – некоммерческими организациями, которые созданы в форме государственных бюджетных учреждений.

Учредителем и собственником имущества государственных академий наук является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук могут быть переданы Правительством Российской Федерации уполномоченным федеральным органам исполнительной власти.

2. Государственные академии наук участвуют в координации фундаментальных и поисковых научных исследований в соответствующих отраслях науки и техники, осуществляют научно-методическое обеспечение реализации отраслевых государственных программ, научно-консультативное и экспертное обеспечение в соответствующих отраслях науки и техники.

Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание государственной академии наук, которое принимает устав государственной академии наук, осуществляет в установленном уставом порядке избрание действительных членов (академиков), иностранных членов государственной академии наук, президиума и президента государственной академии наук, рассматривает иные определенные указанным уставом вопросы.

Устав государственной академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению президиума государственной академии наук.

Президент государственной академии наук избирается общим собранием государственной академии наук из числа ее действительных членов (академиков) и утверждается в должности и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

3. Финансирование государственной академии наук осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Правительством Российской Федерации устанавливаются оклады за звания действительных членов (академиков) государственных академий наук, по представлению общего собрания государственной академии наук устанавливается численность ее действительных членов (академиков).

4. Государственные академии наук ежегодно представляют в Правительство Российской Федерации:

отчеты о своей научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности;

предложения о приоритетных направлениях развития исследований в соответствующих отраслях науки и техники.».

Статья 23. Изменение структуры Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств

1. В течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации:

1) обеспечивает внесение изменений в уставы Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, являющихся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений;

2) определяет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции и полномочия учредителей организаций, подведомственных Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, являющихся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений.

2. Лица, имеющие на момент вступления в силу настоящего Федерального закона звания действительного члена (академика) или члена-корреспондента Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, с момента вступления в силу настоящего Федерального закона и в соответствии с их заявлениями приобретают правовой статус, соответственно, действительного члена (академика) Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук или Российской академии художеств.

Статья 24. Заключительные положения

1. В течение трех лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона не производится избрание:

новых академиков Российской академии наук, учрежденной настоящим Федеральным законом;

новых действительных членов (академиков) Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств.

2. После изменения подведомственности организаций, подведомственных государственным академиям наук, финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет бюджетных средств, которые предусмотрены на содержание подведомственных государственным академиям наук организаций и проведение научных исследований данными организациями в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013—2020 годы.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента официального опубликования.

Проект федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях оптимизации организационно-правовых механизмов управления российской фундаментальной наукой, повышения эффективности фундаментальных и поисковых научных исследований, обеспечивающих получение научных результатов мирового уровня.

Законопроектом регулируется порядоксоздания общественно-государственной организации «Российская академия наук» (далее – организация «Российская академия наук») с последующей ликвидацией Российской академии наук (РАН), Российской академии медицинских наук (РАМН) и Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), а также передачей Российской академии образования (РАО), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств (РАХ) на основании решения Правительства Российской Федерации с учетом их отраслевой направленности в ведение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» система управления академическим сектором науки имеет следующую структуру:

государственные академии наук — РАН и пять отраслевых академий наук: РАСХН, РАМН, РАО, РААСН и РАХ, являющиеся юридическими лицами – государственными бюджетными учреждениями и главными распорядителями бюджетных средств;

общее собрание государственной академии наук — высший орган управления академии;

президиум государственной академии наук — постоянно действующий коллегиальный орган управления академии. Деятельность президиума обеспечивает аппарат президиума академии;

региональные отделения РАН (Сибирское, Уральское и Дальневосточное отделения), являющиеся юридическими лицами – государственными бюджетными учреждениями и главными распорядителями бюджетных средств для расположенных в регионе подведомственных РАН государственных научных учреждений;

региональные научные центры РАН, являющиеся юридическими лицами – государственными бюджетными учреждениями и представляющие собой промежуточные звенья управления между РАН и подведомственными государственными научными учреждениями, расположенными в регионе;

региональные отделения отраслевых академий наук, являющиеся юридическими лицами – государственными бюджетными учреждениями, представляющие собой промежуточные звенья управления между отраслевыми академиями наук и подведомственными государственными научными учреждениями, расположенными в регионе;

подведомственные государственным академиям наук государственные научные учреждения и иные организации.

Данная структура характеризуется недостаточной скоординированностью, особенно в части планирования и управления финансовыми потоками и имущественным комплексом, что негативно влияет на состояние фундаментальных и поисковых научных исследований в академическом секторе науки.

В известной мере это приводит к смещению фактических приоритетов в деятельности государственных академий наук (даже в условиях увеличения бюджетной поддержки) на поддержание и отстаивание неизменности в ущерб решению задач обеспечения динамичного развития фундаментальной науки, обновления принципов ее организации в соответствии с современными требованиями.

На основании норм законопроекта будет произведено создание организации «Российская академия наук», разработан и утвержден ее устав, избраны президент и президиум, образован аппарат, обеспечивающий деятельность органов управления организации «Российская академия наук». После регистрации организации «Российская академия наук» будет осуществлена ликвидация РАН, РАМН и РАСХН.

Устанавливается также порядок реорганизации РАО, РААСН и РАХ. По решению Правительства Российской Федерации отдельные функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества этих академий наук могут быть переданы уполномоченным федеральным органам исполнительной власти.

Для организации «Российская академия наук» и всех государственных академий наук устанавливается одно звание — действительный член (академик).

Членами организации «Российская академия наук» являются избранные общим собранием академики. Звание академика должно стать эквивалентом признания заслуг ученого перед Россией и научным сообществом (в том числе международным).

Процедура выбора академиков организации «Российская академия наук» — одна из сложных задач, и при ее решении необходимо, с одной стороны, максимально учесть мнение научного сообщества, а с другой стороны, исключить возможность появления замкнутой корпорации ученых, не имеющей стимулов для развития. Данные сложные вопросы будут урегулированы в уставе организации «Российская академия наук».

Лица, имеющие на момент вступления в силу законопроекта звания действительных членов (академиков) или членов-корреспондентов РАН, РАМН и РАСХН, с момента государственной регистрации общественно-государственной организации «Российская академия наук» и по их заявлению приобретают правовой статус академиков организации «Российская академия наук». Иностранные члены РАН, РАМН и РАСХН становятся иностранными членами организации «Российская академия наук».

Лица, имеющие на момент вступления в силу законопроекта звания действительного члена (академика) или члена-корреспондента РАО, РААСН или РАХ, с момента вступления в силу законопроекта и в соответствии с их заявлениями приобретают правовой статус, соответственно, действительного члена (академика) РАО, РААСН или РАХ.

На избрание академиков организации «Российская академия наук» и новых действительных членов (академиков) или членов-корреспондентов РАН, РАМН, РАСХН, РАО, РААСН и РАХ с момента вступления в силу законопроекта устанавливается 3-летний мораторий.

Законодательно предусматривается закрепить участие организации «Российская академия наук»:

— в координации фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых в Российской Федерации;

— в экспертном научном обеспечении деятельности органов государственной власти;

— в научно-методическом руководстве государственными научными организациями, вузовским сектором науки.

Для организационного, правового, аналитического, информационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности организации «Российская академия наук» Правительством Российской Федерации учреждается аппарат Российской академии наук, являющийся федеральным государственным бюджетным учреждением.

Расходы, связанные с обеспечением деятельности организации «Российская академия наук», в том числе с выплатой окладов за ученое звание академика, будут предусмотрены отдельной строкой в федеральном бюджете на соответствующий год. Финансирование организации «Российская академия наук» будет осуществляться в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансирования центрального аппарата РАН, РАМН и РАСХН.

Финансовое обеспечение содержания аппарата организации «Российская академия наук» будет осуществляться в пределах расходов, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности организации «Российская академия наук».

После создания организации «Российская академия наук» организации, подведомственные в настоящее время РАН, РАМН, РАСХН, РАО, РААСН и РАХ, по решению Правительства Российской Федерации будут переданы в ведение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом научных институтов Российской академии наук, (далее – агентство научных институтов Российской академии наук) или в ведение иных федеральных органов исполнительной власти. Научные учреждения, переданные в ведение агентства научных институтов Российской академии наук, именуются научными учреждениями Российской академии наук. Правительством Российской Федерации будет установлен особый порядок назначения агентством научных институтов Российской академии наук руководителей этих научных учреждений с учетом предложений президиума организации «Российская академия наук».

После изменения подведомственности учреждений, подведомственных в настоящее время государственным академиям наук, финансовое обеспечение их деятельности будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, которые предусмотрены на содержание подведомственных государственным академиям наук учреждений и проведение научных исследований данными учреждениями в Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013—2020 годы.

В дальнейшем финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований в Российской Федерации будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках утвержденной Правительством Российской Федерации по согласованию с Российской академией наук Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период.

Установление одного звания академик для организации «Российская академия наук» и звания действительного члена (академика) для РАО, РААСН и РАХ потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований на выплату окладов в размере 514240 тыс. руб.

Законопроектом вносятся необходимые изменения в базовый для научной и научно-технической сферы Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также в федеральные законы от 29 ноября 2010 г.

№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Законопроектом также регулируются вопросы, связанные с действием правовых актов и уставов реорганизуемых государственных академий наук, учредительных документов подведомственных государственным академиям наук организаций до их приведения в соответствие с законопроектом.

к проекту федерального закона «О Российской академии наук,

в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проект федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) регулирует порядоксоздания общественно-государственной организации «Российская академия наук» (далее – организация «Российская академия наук») с последующей ликвидацией действующих Российской академии наук (РАН), Российской академии медицинских наук (РАМН) и Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) и передачей Российской академии образования (РАО), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств (РАХ) решением Правительства Российской Федерации в ведение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с учетом их отраслевой направленности.

Подведомственные государственным академиям наук организации передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом научных институтов Российской академии наук, или в ведение иных федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование организации «Российская академия наук» будет осуществляться в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий год и двухлетний период для финансирования центрального аппарата РАН, РАМН и РАСХН.

После изменения подведомственности организаций, находящихся в настоящее время в ведении государственных академий наук, финансовое обеспечение их деятельности будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, которые предусмотрены на содержание подведомственных государственным академиям наук учреждений и проведение фундаментальных научных исследований данными учреждениями в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013—2020 годы.

В дальнейшем финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в рамках принятой Правительством Российской Федерации по согласованию с Российской академией наук Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период.

Лица, имеющие на момент вступления в силу законопроекта звания действительных членов (академиков) или членов-корреспондентов РАН, РАМН и РАСХН, с момента государственной регистрации общественно-государственной организации «Российская академия наук» и по их заявлению приобретают правовой статус академиков организации «Российская академия наук».

Предусматриваемое законопроектом увеличение выплат за звания членам-корреспондентам РАН, академикам и членам-корреспондентам РАМН и РАСХН до размера выплат за звание академика РАН (до 50 тыс. руб.), а также увеличение выплат за звания членам-корреспондентам РАО, РААСН и РАХ до размера выплат за звание академика отраслевой академии наук (до 30 тыс. руб.) потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели.

Общее количество академиков РАМН и РАСХН в настоящее время составляет 435 человек, членов-корреспондентов РАН — 776 человек, членов-корреспондентов РАМН и РАСХН – 430 человек, членов-корреспондентов РАО, РААСН и РАХ – 422 человека. После вступления в силу законопроекта оклад за ученое звание академиков РАМН и РАСХН увеличится с 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., членов-корреспондентов РАН — с 25 тыс. руб. до 50 тыс. руб., членов-корреспондентов РАМН и РАСХН – с 15 тыс. руб. до 50 тыс. руб., членов-корреспондентов РАО, РААСН и РАХ – с 15 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

Общая сумма дополнительных бюджетных ассигнований на год составит:

20 тыс. руб. х 435 х 12 + 25 тыс. руб. х 776 х 12 + 35 тыс. руб. х 430 х 12 + 15 тыс. руб. х 422 х 12 = 514240 тыс. руб.

Принятие Федерального закона » О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» повлечет возникновение дополнительных финансовых обязательств Российской Федерации в размере 514240 тыс. руб.

ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ

в связи с принятием Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принятие Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребует внесения изменения в Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Назначить Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец Ольгу Юрьевну и Министра образования и науки Российской Федерации Ливанова Дмитрия Викторовича официальными представителями Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

trv-science.ru