Ст 322 3 ук

Ст. 322.3 УК РФ с комментариями

Статья 322.3 УК РФ. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации — размещена в Особенной части Десятого раздела Тридцать второй Главы Уголовного Кодекса РФ. Статья состоит из одной части текста с двумя примечаниями. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 322.3 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 322.3 УК РФ. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

— наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

  1. Под фиктивной постановкой на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учёт по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учёт по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
  2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьёй, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарии к статье 322.3 УК РФ

Объектом преступления является установленный порядок осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Такой учёт является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Порядок осуществления миграционного учёта предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

СЗ РФ. 2006. N 30. ст. 3285.

СЗ РФ. 2007. N 5. ст. 653.

Объективная сторона преступления заключается в фиктивной постановке на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Фиктивной постановка на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации становится тогда, когда постановка их на учёт по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях производится на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учёт по месту пребывания в жилых помещениях производится без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учёт.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учёт, и желает её совершить. Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки.

Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учёта.

Поэтому должностные лица этих органов, обладающие правом постановки на учёт, будут субъектами преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.

Примечание 2 к этой статье УК РФ также содержит положение, в соответствии с которым лицо, совершившее рассматриваемое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

xn—-8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai

Статья 322 УК РФ. Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации

Текущая редакция ст. 322 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации , —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, —

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 322 УК РФ

1. Состав преступления:

1) объект: отношения в сфере порядка управления и охраны государственной границы;

2) объективная сторона: пересечение государственной границы РФ либо без действительных документов, либо без надлежащего разрешения на право въезда в Российскую Федерацию (то есть, возможно с действительными документами, но без разрешения, а также с подложными документами, с документами, не принадлежащими пересекающему границу гражданину, пересечение границы в неположенном месте и др.) Если же лицо нарушило (даже умышленно) правила пересечения государственной границы РФ с целью использования права политического убежище, действия такого лица не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ;

3) субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;

4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины, когда лицо осознает, что не имеет права пересекать границу РФ и продолжает свои действия.

Квалифицированными составами данного преступления в ст. 322 названы пересечение государственной границы РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, если им заведомо не разрешен въезд на территорию РФ (ч.2 ст. 322 УК РФ, а также деяния по ч.1 или ч.2 комментируемой статьи, но совершенные группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо с применением насилия, а равно с угрозой его применения.

2. Применимое законодательство:

1) ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (гл.2 — порядок оформления и выдачи документов для выезда из РФ и въезда в РФ граждан РФ, гл.3 — порядок выезда гражданина РФ из РФ, гл.4 — порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, гл.5 — въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства);

2) ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (гл.2 — порядок оформления приглашений на въезд в РФ);

3) Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» (ст. 1 — государственная граница РФ, раздел 2 — установление и изменение прохождения, обозначение государственной границы, ст. 9 — пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами, ст. 11 — пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу, ст. 14 — разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы, ст. 23 — порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через государственную границу);

4) акты Президента РФ:

— указ от 01.07.2011 N 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан»;

— указ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»;

— указ от 21.07.97 N 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»;

— указ от 12.03.96 N 371 «О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации»;

5) акты Правительства РФ:

— постановление от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы»;

— постановление от 04.06.2012 N 546 «Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»;

— постановление от 20.11.2008 N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»;

— распоряжение от 15.03.2005 N 277-р «О Концепции создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения»;

6) иные подзаконные акты:

— приказ ФМС РФ от 05.12.2007 N 451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства»;

— приказ ФМС РФ от 29.02.2008 N 41 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации»;

— приказ ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации»;

— приказ ФМС РФ от 05.12.2007 N 452 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах»;

— приказ ФМС РФ от 25.03.2011 N 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации»;

— приказ ФСБ России от 13.11.2012 N 572 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, разрешений на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне, промысловую, исследовательскую, изыскательскую и иную деятельность в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим».

3. Судебная практика. Приговором Петуховского районного суда от 03.02.2012 установлено, что гр.Ж., имея умысел на незаконное пересечение государственной границы РФ, следуя с территории Республики Казахстан на территорию Курганской области РФ, не имея действительных документов на право въезда на территорию РФ, пересек государственную границу в обход установленного пункта пропуска и был задержан пограничным нарядом. Гражданин Ж. был признан виновным в совершении преступления, ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб..

Консультации и комментарии юристов по ст 322 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 322 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

oukrf.ru

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту

пребывания в жилом помещении в Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными

работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок

до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без

гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается

постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании

представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их

на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в

этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от

уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его

действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 322.3 Уголовного кодекса

1. Большинство признаков данного состава преступления совпадают с соответствующими признаками состава, предусмотренного ст. 322.2 УК. Объективная сторона охватывает регистрационные действия по постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, не являющемся местом жительства: а) на основании представления для регистрации заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов; либо б) без намерения лица пребывать (проживать) в соответствующем помещении; либо в) без намерения принимающей стороны предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) лица.

2. Преступление признается оконченным с момента осуществления регистрационных действий.

www.ugolkod.ru

Статья 322.3 УК РФ. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (действующая редакция)

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

www.zakonrf.info

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

Ст. 322.3 УК РФ в последней действующей редакции от 3 января 2014 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учёт по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учёт по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьёй, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

dogovor-urist.ru

Что грозит за фиктивную постановка на учет иностранного гражданина, статья 322.3 УК РФ

Ст. 322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны. Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ. В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.

Кому и зачем нужна постановка на учёт

Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

  • если он получил постоянное гражданство и стал полноправным гражданином РФ;
  • когда для него оформлена временная регистрация в связи с получением вида на жительство;
  • если временная регистрация получена в связи с разрешением на временное пребывание;
  • поставлен на миграционный учёт.
  • При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

    Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт.

    Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

    При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

    В чём суть преступления и как его выявляют

    В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

    Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с иностранным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

    Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:

  • Состоялась выездная комиссия на предмет проверки законно ли пребывание отдельных граждан на территории России.
  • В специальные органы поступило обращение граждан, обеспокоенных нахождением в квартирах, домах иностранцев, место постоянного пребывания которых неизвестно.
  • Во взаимодействующих органах появились сведения о незаконном пребывании субъектов с иностранным гражданством на территории РФ.
  • В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

    В период этой проверки следователь:

  • Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  • Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  • В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  • Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  • Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.
  • Все данные оформляются в общем деле. На основании полученных сведений следователь делает вывод о составе преступления и необходимости заведения уголовного дела для вынесения судом соответствующего приговора.

    В комментариях к рассматриваемой статье даётся ответ на вопрос, часто задаваемый на форумах: «Кто является субъектом преступления при фиктивно постановке на учёт?» Вопрос вполне правомерен, ведь в данной ситуации налицо три действующих лица: иностранец, гражданин России и должностное лицо. Кто виноват, должны выяснить органы правоохранения. Подследственность преступления по ст. 322.3 относится к дознавателям.

    Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:

  • кого ставят на учёт;
  • кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
  • при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).
  • Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.

    Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.

    В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.

    Всё зависит от того:

    • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
    • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

    Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

    Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо иностранного гражданина наказывается в соответствии с УК.

    Оправдательный приговор выносится очень редко, поскольку подобным деянием субъект выступает против интересов своей страны и её граждан. Подсудность этого дела – это уже районные суды и выше.

    Если в судебном порядке будет доказана вина субъекта по рассматриваемой статье, его может ожидать следующее наказание:

  • штраф, равный 150-500 тысяч российских рублей либо же равные сумме заработной платы за время до 3 лет;
  • работы принудительного характера в течение трёх лет, при этом утрачивается право занимать некоторые должности;
  • арест на три года и лишение права на три года занимать определённые должности или выполнять некоторую деятельность.
  • В судебном акте будут указаны все условия исполнения принятого судебной инстанцией решения.

    Предусмотрев подобное наказание, законодатель также в примечании к данной статье Уголовного кодекса оговорил единственную возможность его избежать – оказать помощь на самостоятельной и добровольной основе в раскрытии уже свершившегося преступления. Но виновный в данном деянии должен сам прийти и рассказать обо всём ещё до того, как будет заподозрен органами правоохранения.

    Тем, кто соглашается предоставить своё помещение для постановки иностранца на учёт, следует помнить, что они невольно могут оказаться преступником. Например, в связи с миграцией населения Украины в Россию, многие российские граждане оказали подобную услугу своим украинским родственникам или знакомым.

    Конечно, совместное проживание нескольких семей весьма неудобно. Поэтому гости, освоившись и найдя работу, переезжали на съёмные квартиры. При этом ни им, ни предоставившим на время приют, не приходит в голову, что этот факт также необходимо отметить в органах по миграционному учёту. В результате после выяснения того, что иностранные граждане вовсе не «пребывают» по месту пребывания, отмеченному в талоне, заводятся уголовные дела.

    Поэтому необходимо своевременно сообщать в органы миграционного контроля об изменении места пребывания. Это поможет избежать депортации и уголовного наказания приютившей иностранцев стороны.

    ugolovnoe.com

    Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

    1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, —

    2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, —

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, —

    наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

    Комментарий к Ст. 322 УК РФ

    1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на неприкосновенность Государственной границы РФ.

    Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета России (ст. 1 Закона о Государственной границе).

    2. Объективную сторону преступления образует действие — незаконное пересечение Государственной границы РФ.

    Под незаконным пересечением в ч. 1 комментируемой статьи понимается фактическое перемещение лица через Государственную границу РФ любым способом (в том числе с использованием транспорта) в любом направлении: а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 11 Закона о Государственной границе). Для квалификации содеянного по этой части статьи достаточно одного из названных условий нарушения.

    Порядок пересечения границы регламентирован также Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 30.12.2012) . Понятие действительных документов и порядок получения разрешения также предусмотрены названным Законом (ст. ст. 6, 7, 19 и др.).

    СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; 1998. N 4. Ст. 531; N 30. Ст. 3606; 1999. N 26. Ст. 3175; 2003. N 2. Ст. 159; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 27. Ст. 2877; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 29; N 3. Ст. 410; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6240; 2008. N 19. Ст. 2094; N 20. Ст. 2250; N 30 (ч. 1). Ст. 3583; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5735, 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 2. Ст. 772; N 7. Ст. 772; N 26. Ст. 3123; N 52 (ч. 1). Ст. 6407, 6450; 2010. N 11. Ст. 1173; N 15. Ст. 1756; N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 16, 28, 29; N 13. Ст. 1689; N 15. Ст. 2021; N 17. Ст. 2321; N 50. Ст. 7339, 7340, 7342; 2012. N 21. Ст. 4322; РГ. 2012. N 262, 302.

    Действительными документами для граждан Российской Федерации являются: паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Описание бланков указанных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, см. в Постановлении Правительства РФ от 14.03.1997 N 298 (в ред. от 06.10.2011) .

    СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1435; 2008. N 14. Ст. 1412; N 34. Ст. 3937; 2009. N 23. Ст. 2821; 2010. N 17. Ст. 2101; 2011. N 42. Ст. 5922.

    Соответствующие документы установлены для иностранных граждан и лиц без гражданства. Это документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и виза (если иное не предусмотрено международным договором РФ), а также вид на жительство (ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012) ).

    СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6241; 2008. N 19. Ст. 2094; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 19. Ст. 2283; N 23. Ст. 2760; N 26. Ст. 3125; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2524; РГ. 2010. N 164; СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4969; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 29, 50; N 13. Ст. 1689; N 17. Ст. 2318, 2321; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 160; N 47. Ст. 6608; N 49 (ч. 1). Ст. 7043; N 49 (ч. 5). Ст. 7061; N 50. Ст. 7342, 7352; 2012. N 31. Ст. 4322; N 47. Ст. 6396, 6397; РГ. 2012. N 283.

    Надлежащее разрешение означает, что у лица имеется надлежаще оформленный, действительный документ на право выезда или въезда в Российскую Федерацию, полученный в порядке, установленном законодательством РФ.

    3. В ч. 2 под незаконным пересечением Государственной границы РФ понимается ее пересечение иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому въезд в Российскую Федерацию не разрешен по основанию, предусмотренному законодательством РФ, о чем он заведомо знает. Основания, по которым не разрешается въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, определены в ст. ст. 26 и 27 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

    4. Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения линии Государственной границы РФ (пешеходным способом, на любом транспорте, тайно или открыто), но без применения насилия или угрозы его применения.

    5. Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконного перемещения через границу без действительных документов или надлежащего разрешения и желает осуществить такое деяние.

    Для привлечения к ответственности по комментируемой статье имеет значение осведомленность лица об охране конкретного участка границы. Если отсутствуют признаки пограничной охраны (посты, патрули), нет ясно видимых пограничных знаков, пересечение Государственной границы РФ может быть и невиновным.

    6. Субъект преступления — вменяемое, достигшее 16 лет лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства.

    7. В ч. 3 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления. Таковым является незаконное пересечение Государственной границы РФ, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст. 35); б) организованной группой (см. комментарий к ст. 35); в) с применением насилия. Данный признак не охватывает причинения в результате насилия смерти или тяжкого вреда здоровью. В этом случае содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и в зависимости от обстоятельств, например, ст. ст. 105, 317 УК; г) либо с угрозой применения насилия (см. комментарий к ст. 318). В последних двух случаях преступление посягает на дополнительный непосредственный объект — жизнь или здоровье потерпевшего.

    8. В соответствии с примечанием комментируемая статья не применяется, если правила пересечения Государственной границы РФ нарушили иностранные граждане и лица без гражданства для использования права политического убежища в соответствии со ст. 63 Конституции при условии, что в их действиях нет состава иного преступления (см. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 12.07.2012) ).

    СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601; 2003. N 49. Ст. 4755; 2007. N 31. Ст. 4020; 2012. N 29. Ст. 4073.

    9. Незаконное пересечение Государственной границы РФ, совершенное при бандитизме, угоне воздушного судна, железнодорожного состава, захвате заложников и т.д., образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и, например, по ст. ст. 206, 209 либо 211 УК.

    stykrf.ru