Закон о монополии в украине

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ

«О естественных монополиях»

С изменениями и дополнениями от:

8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г., 29 июня 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4 мая, 29 декабря 2006 г., 18 октября, 8 ноября 2007 г., 25 декабря 2008 г., 11, 18, 19 июля, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 5 октября 2015 г., 26, 29 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

17 августа 1995 года

Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Установлено, что естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Определены сферы деятельности субъектов естественных монополий. К ним относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Предусмотрено образование специальных федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Указаны методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, которые могут применяться в РФ, и установлены меры ответственности субъектов естественных монополий.

Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"

Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 24 августа 1995 г. N 164, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. N 34 ст. 3426

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Закон о монополии в украине

В условиях рыночной трансформации экономики Украины вопрос защиты конкуренции, недопущения злоупотребления рыночной властью монополистическими структурами является особенно актуальным. Создание конкурентной среды, защита законных интересов предпринимателей и потребителей, регулирование деятельности монополий оказывают содействие формированию цивилизованных рыночных отношений, повышению эффективности функционирования национальной экономики.

От командно-административной системы СССР украинская экономика унаследовала высокий уровень монополизации. В ходе рыночных преобразований в Украине было ликвидировано большинство монопольных структур. Углубленная структурная демонополизация была проведена во многих отраслях отечественной экономики. Вместе с тем вопреки проведенным мероприятиям рыночной трансформации отечественная экономика все еще имеет определенную долю монопольного сектора.

Сегодня в Украине создана целостная система правовых и организационных механизмов антимонопольной деятельности, которая отвечает современным нормам ЕС и общемировым тенденциям.

Антимонопольное законодательство в Украине представлено законами Украины: "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" (1992 г.), "Об Антимонопольном комитете Украины" (1993 г.), "О защите от недобросовестной конкуренции" (1996 г.), "О естественных монополиях" (2000 г.), "О защите экономической конкуренции" (2001 г.) и др.

В начале 90-х годов XX в. главный акцент в отечественной антимонопольной политике ставился на преодолении и ограничении монополизма, что было связано с господством в тогдашней украинской экономике монополий как наследия бывшего социалистического хозяйства. Экономическая политика государства в тот период закономерно приобрела форму антимонопольной политики.

После проведения радикальных реформ, приватизации и демонополизации ситуация в сфере конкурентных отношений в Украине кардинально изменилась. В новых социально-экономических условиях коренной проблемой антимонопольной политики стало не просто устранение монополизма, а создание эффективной конкурентной среды, способной обеспечить постоянный экономический рост и стабильное повышение жизненного уровня народа. Акцент в осуществлении антимонопольной политики в начале XXI в. переносится с преодоления и ограничения монополизма на защиту экономической конкуренции. Основным содержанием современного этапа антимонопольной политики является защита уже созданной конкурентной среды, повышение эффективности функционирования существующих конкурентных отношений.

Это привело к трансформации антимонопольной политики государства в конкурентную политику, а антимонопольного законодательства — в конкурентное законодательство.

Конкурентная политика — это система мероприятий государства по созданию и развитию конкурентной среды, регулированию конкурентных отношений и конкурентного процесса с целью поддержки и поощрения экономической конкуренции, борьбы с отрицательными последствиями монополизма, защиты законных интересов предпринимателей и потребителей.

Стратегической целью конкурентной политики является государственная поддержка эффективной конкуренции и создание равных условий для всех субъектов рыночных отношений. Главная задача конкурентной политики — формирование среды, при которой действия рыночных агентов, нарушающих конкурентные правила, становятся экономически невыгодными.

Цель и задачи конкурентной политики объединены со всем комплексом проблем социально-экономического развития в Украине.

Государственный контроль за соблюдением конкурентного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений осуществляется Антимонопольным комитетом Украины согласно его полномочиям, определенным законом.

Основными функциями Антимонопольного комитета Украины являются:

— осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции;

— предотвращение, выявление и прекращение нарушений конкурентного законодательства;

— контроль за экономической концентрацией;

— содействие развитию добросовестной конкуренции.

К методам осуществления конкурентной политики относят:

— правовые: принятие соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов;

— организационно-контролирующие: разработка и организация выполнения мероприятий, направленных на предотвращение нарушений конкурентного законодательства; проведение мониторинга, проверок, экспертизы;

— административно-императивные: принудительное разделение хозяйствующих субъектов, применение санкций, штрафов;

— профилактически-разъяснительные: информирование, внесение предложений и рекомендаций по устранению нарушений, разъяснение относительно квалификации нарушений.

Для определения монопольного положения хозяйствующих субъектов на рынке используют определенные количественные показатели. Так, в Украине положение считается монопольным, если доля на рынке одного хозяйствующего субъекта превышает 35 %, трех субъектов — 50, пяти субъектов — 70 %.

Виды ответственности установлены Законом Украины "О защите экономической конкуренции" за злоупотребление монопольным (доминирующим) положением:

— принудительное разъединение монопольных образований;

— возмещение причиненного вреда.

Правовой базой конкурентной политики является конкурентное законодательство.

Конкурентное законодательство — это совокупность законов, нормативных и инструктивных документов, которые определяют правовые основы поддержки и защиты экономической конкуренции и ограничение монополизма в предпринимательской деятельности.

Антимонопольный комитет Украины строит свою деятельность на принципах законности, гласности, защиты прав хозяйствующих субъектов на началах их равенства перед законом и приоритета прав потребителей.

Таким образом, можно утверждать, что в Украине на сегодняшний день созданы законодательная база и организационные основы осуществления эффективной государственной конкурентной политики. Однако жизнь, углубление рыночных преобразований постоянно выдвигают новые проблемы в сфере конкурентной политики, которые требуют иных подходов к их решению. Поэтому ограничение монополизма, поддержка и развитие конкуренции должны быть и в дальнейшем важным элементом экономической политики государства.

Основные термины и понятия

Конкуренция. Закон конкуренции. Конкурентоспособность. Внутриотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Дуополия. Монопсония. Монопольная власть. Антимонопольная политика. Конкурентная политика. Антимонопольное законодательство.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается сущность и роль конкуренции в рыночной экономике?

2. Раскройте сущность закона конкуренции.

3. Каковы основные условия возникновения экономической конкуренции?

4. Чем отличается совершенная конкуренция от несовершенной?

5. Каковы важнейшие черты рынков монополистической и олигополистической конкуренции?

6. Охарактеризуйте основные методы конкурентной борьбы.

7. Каковы основные причины возникновения монополий?

8. В чем заключается сущность монополии?

9. Какие основные формы монополии существуют в экономике?

10. Назовите основные показатели и границы монополизации экономики.

11. Раскройте содержание понятия "рыночная власть монополии".

12. Охарактеризуйте основные последствия монополизации экономики.

13. В чем заключается сущность и цель антимонопольной политики государства?

14. Назовите основные функции Антимонопольного комитета Украины.

1. Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности : Закон Украины от 18 февраля 1992 г. № 2132-ХП.

2. Об Антимонопольном комитете Украины : Закон Украины от 26 сентября 2003 г. № 3659-ХІІ.

3. Об естественных монополиях : Закон Украины от 20 апреля 2000 г. № 1682-Ш.

4. О защите экономической конкуренции : Закон Украины от 11 января 2001 г. № 2210-IIL

5. Антимонопольна діяльність : підручник / за ред. проф. В.Д. Лагутіна. — К. : КНТЕУ, 2005.

6. Конкурентна політика: Європейська інтеграція та Україна : навч. посіб. — К., 2002.

7. КостусевА.А. Конкурентная политика в Украине : монография / A.A. Костусев. — К. : КНЕУ, 2004.

8. Лагутін В.Д. Рушійні сили конкуренції / В.Д. Лагу-тін // Конкуренція: Вісн. Антимонопол. ком. України. — 2002. —№3.

9. Мазаракі А.А. Конкурентна політика: наукове забезпечення і кадри / A.A. Мазаракі // Конкуренція : Вісн. Ан’ тимонопол. ком. України. — 2004. —№ 1.

10. Портер М.Е. Стратегія конкуренції / М.Е. Портер. — К. : Основи, 1997.

11. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Дж. Робинсон. — М. : Прогресс, 1988.

12. ЧемберлинЭ. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости) / Э. Чемберлин. — М. : Экономика, 1996.

13. BrozenV. Concentration, Mergers and Public Policy / V. Brozen. — N. Y. : Macmillan, 1982.

14. PhlipsL. The Economics of Price Discrimination / L. Phlips. — Cambridge : Cambridge University Press, 1983.

15. MachlupE. The Political Economy of Monopoly / E. Machlup. — Baltimore : The Johus Hopkins Press, 1967.

pidruchniki.com

О естественных монополиях

(с изменениями на 29 июля 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012);

Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 132-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2012);

Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 205-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, N 0001201707260042);

Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 279-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2017, N 0001201707310015).

19 июля 1995 года

Глава I. Общие положения (статьи 1 — 5)

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Предусмотренное настоящим Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 3. Определения основных понятий

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:

естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ ;

потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;

руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) — лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).

Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах (абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ :

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (пункт дополнительно включен с 18 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ) .

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка (пункт дополнительно включен с 18 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ) .

Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий

1. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее — органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

Глава II. Государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии (статьи 6 — 8)

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ

Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее — методы регулирования):

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей) (часть дополнительно включена с 10 сентября 2001 года Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 мая 2006 года Федеральным законом от 4 мая 2006 года N 62-ФЗ .

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии

1. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ :

3. Для совершения действий, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии.

Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.

Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.

В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее 15 дней со дня его получения.

Если в 15-дневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

5. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) (далее — органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) .

6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, организацией и проведением проверок субъектов естественных монополий, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных законодательством Российской Федерации в отношении антимонопольного контроля, а также особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 7-9 настоящей статьи (пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) .

7. Предметом проверки является соблюдение субъектом естественной монополии в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, в том числе требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий (пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) .

8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

9. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

Статья 8. Обязанности субъектов естественных монополий

1. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

2. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

3. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (пункт дополнительно включен с 9 апреля 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 39-ФЗ) .

4. Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. Ведение раздельного учета доходов и расходов субъекта естественной монополии по видам деятельности осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и (или) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ) .

5. В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).

сведения об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчеты об их реализации;

Статья 8_1. Стандарты раскрытия информации

1. Стандарты раскрытия информации должны обеспечивать:

2. Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Стандарты раскрытия информации должны содержать состав информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и порядок предоставления такой информации.

В соответствии со стандартами раскрытия информации уполномоченные в установленном порядке Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, учитывая отраслевые, технологические, структурные, географические и другие особенности деятельности субъектов естественных монополий, вправе утверждать:

формы, сроки и периодичность предоставления субъектами естественных монополий информации, подлежащей свободному доступу;

правила заполнения утвержденных в установленном порядке форм конкретными субъектами естественных монополий и (или) их группами (категориями).

3. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий осуществляется органами государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Глава III. Органы регулирования естественных монополий, их функции и полномочия (статьи 9 — 14)

Статья 9. Органы регулирования естественных монополий

1. Органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

2. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется его руководителем (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ .

5. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.

Статья 10. Функции органов регулирования естественных монополий

Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:

формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль;

определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона;

вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования (абзац дополнительно включен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ) .

Статья 11. Полномочия органов регулирования естественных монополий

1. Органы регулирования естественных монополий вправе:

2. Субъекты естественных монополий, их потребители, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в орган регулирования естественных монополий для урегулирования в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом цен (тарифов) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

— Примечание изготовителя базы данных.

Статья 12. Основания для принятия органами регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования

1. Орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

2. При принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии орган регулирования естественной монополии обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии.

Статья 13. Право доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий

1. В целях исполнения функций, возложенных на органы регулирования естественных монополий, их работники имеют право беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, иных хозяйствующих субъектов, имеющейся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий и иных хозяйствующих субъектов.

2. Субъекты естественных монополий, иные хозяйствующие субъекты, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны по требованию органов регулирования естественных монополий предоставлять достоверные документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органами регулирования естественных монополий функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии на основании настоящей статьи, разглашению не подлежат.

Статья 14. Информирование органами регулирования естественных монополий о принятых ими решениях

1. Органы регулирования естественных монополий обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий.

2. Органы регулирования естественных монополий обязаны сообщать через средства массовой информации обо всех случаях применения ответственности за нарушения настоящего Федерального закона.

3. Сообщения о ликвидации органов регулирования естественных монополий и об основаниях для принятия такого решения публикуются в средствах массовой информации.

Глава IV. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона (статьи 15 — 20)

Статья 15. Последствия нарушений настоящего Федерального закона

1. При нарушениях настоящего Федерального закона субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица) в соответствии с решениями (предписаниями) органов регулирования естественных монополий обязаны:

2. Субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения настоящего Федерального закона, в срок, установленный решением органа регулирования естественной монополии.

3. Штрафы, подлежащие уплате по решению органа регулирования естественной монополии, перечисляются в федеральный бюджет в срок, установленный этим решением.

Статья 16. Основания для наложения штрафа на субъекты естественных монополий за нарушения настоящего Федерального закона

Статья 17. Возмещение субъектом естественной монополии убытков, причиненных нарушением настоящего Федерального закона

Если действиями (бездействием) субъекта естественной монополии, нарушающими настоящий Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 18. Ответственность руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительнойвласти и органов местного самоуправления занарушения настоящего Федерального закона

Статья 19. Ответственность должностных лиц органов регулирования естественных монополий за нарушениенастоящего Федерального закона

Статья 20. Возмещение убытков, причиненных субъекту естественной монополии или иному хозяйствующемусубъекту неправомерными решениями, действиями(бездействием) органа регулирования естественной монополии

В случае, если органом регулирования естественной монополии принято решение с нарушением настоящего Федерального закона, в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Глава V. Порядок принятия решений (предписаний) органами регулирования естественных монополий, а также порядок исполнения и обжалования этих решений (статьи 21 — 25)

Статья 21. Порядок принятия органами регулирования естественных монополий решений о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий

1. Решения по определению (установлению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий принимаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования либо об отказе по внесенному предложению принимаются не позднее шести месяцев со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения должен быть мотивирован (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ .

Статья 22. Основания для рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушениях настоящего Федерального закона

1. Органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о нарушениях настоящего Федерального закона и принимать по ним решения.

2. Основаниями для рассмотрения дел служат заявления хозяйствующих субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, представления органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и прокуратуры.

3. Органы регулирования естественных монополий вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основании сообщений средств массовой информации и иных имеющихся в их распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушениях настоящего Федерального закона.

Статья 23. Порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушениях настоящего Федерального закона и принятия по ним решений

1. Порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушениях настоящего Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации.

2. Решения, принятые органами регулирования естественных монополий по результатам рассмотрения дела, направляются заинтересованным лицам в письменной форме не позднее 10 дней со дня их принятия. Предписания, выданные на основании принятых решений, направляются заинтересованным лицам в тот же срок.

3. Решения по делам, связанным с нарушениями настоящего Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, подлежат опубликованию в средствах массовой информации не позднее месяца со дня их принятия.

Статья 24. Порядок исполнения решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий

1. Решения (предписания) органов регулирования естественных монополий исполняются субъектами естественных монополий (их руководителями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (их должностными лицами) в срок, предусмотренный решениями (предписаниями), но не позднее 30 дней со дня их получения.

2. В случае неисполнения органами исполнительной власти или органами местного самоуправления решений (предписаний) об отмене или об изменении актов, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, либо о восстановлении первоначального положения органы регулирования естественных монополий вправе обратиться в суд с иском о признании данных актов недействительными (полностью или частично) и (или) о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения.

3. В случае неисполнения субъектом естественной монополии предписания о заключении договора или о внесении изменений в заключенный договор орган регулирования естественной монополии вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор или о внесении изменений в заключенный договор.

4. При неисполнении субъектами естественных монополий предписаний о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения настоящего Федерального закона, органы регулирования естественных монополий вправе предъявить в суд иск о взыскании необоснованно полученной прибыли.

Статья 25. Порядок обжалования решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий

1. Субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица), потребители, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий в случае несоответствия их настоящему Федеральному закону.

2. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий, вынесенного по результатам рассмотрения дела о нарушении настоящего Федерального закона, на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ .

Глава VI. Заключительные положения (статьи 26, 27)

Статья 26. Условия формирования федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий

Федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий формируются в пределах расходов, предусмотренных бюджетом на содержание государственного аппарата.

Статья 27. О введении настоящего Федерального закона в действие

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.

docs.cntd.ru

Языковая инквизиция на Украине: кому нужен закон о монополии державной мовы

Если украинские депутаты, подавшие в Верховную Раду законопроект «О государственном языке», планировали вызвать мощный скандал, то им это удалось.

33 народных депутата — авторы законопроекта № 5670 «О государственном языке» — представляют 4 фракции Верховной Рады:

— «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового;

— «Блок Петра Порошенко»;

— «Народный фронт» Арсения Яценюка-Арсена Авакова-Александра Турчинова-Николая Мартыненко;

— «Батькивщина» Юлии Тимошенко;

— плюс один депутат из группы «Воля народа», периодически помогающей голосами провластной коалиции.

Проект очерчивает круг лиц, обязанных свободно владеть государственным языком — это все государственные служащие и лица, чья деятельность финансируется за счет бюджета, начиная с президента и вниз по исполнительной вертикали, а также народные депутаты и судьи.

Интересно, что если депутаты найдут 226 голосов за законопроект, то с госслужбы придется увольнять ряд известных политиков, которые не владеют украинским языком:

— министр внутренних дел Арсен Аваков, который говорит с трудом;

— все «варяги» в лице грузин и других иностранцев, которые работают на государственных должностях (например, глава правления ПАО «Украинские железные дороги» Войцех Бальчун, и.о. председателя Администрации морских портов Украины Райвис Вецкаганс и др).

Не удастся реанимировать и примеры из недавнего прошлого, когда еще недавно пост министра финансов занимала гражданка США Натали Энн Яресько, говорившая на ломаном украинском, а губернатором Одесской области работал Михаил Саакашвили, вообще не владеющий украинским. Аналогично, если украинские власти будут применять закон, то ни президент, ни и.о. президента больше не сможет назначить олигарха Игоря Коломойского губернатором Днепропетровской области, а Саакашвили не сможет стать депутатом Верховной Рады.

Проект требует вести деловодство и документооборот, а также проводить все рабочие совещания и встречи в государственных органах исключительно на украинском языке или обеспечивать перевод. Хотя на ум сразу же приходит украинский Кабинет Министров, где министры и чиновники, как правило, общаются на украинском языке только на телекамеры, а когда журналисты выходят из зала заседаний, переходят на родной для них русский.

Суды, полиция, Вооруженные силы, детские садики, школы и вузы, культура и наука, ТВ, радио и СМИ, книгопечатание и т. д. — законодатели постарались охватить все сферы жизни, где, по их мнению, украинский язык обязательно должен занимать монопольное положение.

Например, на общеукраинских ТВ-каналах законодатели предлагают разрешить до 10% суточного вещания вести на другом языке (национальных меньшинств или иностранном), на региональных — 20%, для иновещания — 60%.

Проект разрешает газетам и журналам выходить на других языках, с одной обязательной версией на украинском, причем тираж украинского варианта должен составлять как минимум половину (50%) совокупного тиража издания. То есть, если журнал выходит на двух языках общим тиражом 10 тысяч экземпляров, то украинский тираж должен насчитывать 5 тысяч. Что касается книгоиздания, то издатель может печатать книгу хоть на 5 языках, но тираж на украинском языке должен превышать все остальные вместе взятые.

Как авторы предлагают контролировать воплощение закона в жизнь? Законопроект предлагает создать 4 (четыре) новых органа, которые будут финансироваться за счет бюджета.

Во-первых, Национальную комиссию по стандартам украинского языка;

Во-вторых, комиссия должна создать Центр украинского языка, который будет выдавать документ государственного образца — сертификат по результатам сдачи экзаменов на знание украинского языка, проводить экзамены и оценивать уровень владения государственным языком.

В-третьих, предполагается, что комиссия создаст Терминологический центр украинского языка.

Но самое главное, что проект предлагает ввести такую должность как «Уполномоченный по защите государственного языка» — данный раздел законопроекта называется «Защита государственного языка».

Уполномоченного назначает и увольняет Кабинет Министров (ст. 48). Под командованием Уполномоченного будет работать секретариат и Служба языковых инспекторов в составе 27 сотрудников (они будут иметь статус государственного служащего на уровне начальника департамента в министерстве).

Кроме права контролировать все государственные органы Украины и Крыма, местные советы, государственные и коммунальные предприятия на предмет применения украинского языка, Уполномоченный сможет вмешиваться в работу общественных движений, партий и частных компаний. А если сотрудники соберут сведения, что чиновник или простой украинец делает попытку «внедрения в Украине официального многоязычия в нарушение Конституции Украины и установленной конституционной процедуре», Уполномоченный имеет право «сигнализировать» об этом в полицию и прокуратуру.

А если Уполномоченный решит, что депутат, госслужащий или обычный гражданин публично унизил или пренебрег государственным языком, такие действия предлагается карать как за надругательство над государственными символами.

Уполномоченного предлагается наделить еще и полномочиями рассматривать жалобы — «каждый может обратиться к Уполномоченному по защите государственного языка с жалобой о нарушении права на получение государственным языком информации и услуг по всех сферах общественной жизни на всей территории Украины». Любой желающий сможет пожаловаться на решения государственных органов и органов власти Крыма, органов местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятий.

Например, если чиновник в районной администрации поздоровался с просителем на русском. Или, например, жители дома написали в ЖЭК с жалобой на стаю бродячих собак, а сотрудник ЖЭКа ответил на русском, чем травмировал нежные патриотические души. Не говоря уже о том, что настоящий клондайк для жалобщиков представляют решения местных властей в восточных регионах страны — можно жаловаться хоть до бесконечности.

В ответ Уполномоченный может назначить языковую экспертизу или провести языковое инспектирование — а с этой целью потребовать любые документы, как органов государственной власти и Крыма (такие попытки будут выглядеть особенно забавно), так и от коммунальных предприятий, и от частных компаний. Естественно, что, учитывая украинский уровень коррупции, чиновники в момент превратят свои полномочия в повод для вымогательства денег у чиновников и коммерсантов, а также торговли государственными сведениями и коммерческой информацией.

По итогам экспертизы, языковой инспектор имеет право наложить взыскание — от административного до уголовного. Например, если языковой инспектор установил, что чиновник, депутат или простой украинец публично унизил или пренебрег украинским языком — такое поведение предлагается карать штрафом (от 40 тысяч гривен — это примерно полторы тысячи долларов США) или арестом до 6 месяцев или лишением свободы до 3 лет.

Если бы авторы были нацелены на то, чтобы закон вступил в силу, они не допустили бы, чтобы проект противоречил Конституции Украины и Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств (вступила в силу для Украины с 1 января 2006 года). А пока действует статья 10 украинской Конституции, которая гласит, что «в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины», все требования законопроекта со старта умножаются на ноль. Значит, авторы ставили перед собой не столько цель принять закон, сколько вызвать мощный резонанс.

А общественно-политическая специфика Украины заключается в том, что вопрос языка — это одна из болевых точек массового сознания. Спекулируя на теме языка, при поддержке СМИ, можно вызвать даже более сильный резонанс, чем с помощью религиозных провокаций. Например, сразу после того как демократические силы захватили власть в феврале 2014 года, 232 депутата Верховной Рады 23 февраля 2014 года проголосовали за отмену закона «Об основах государственной языковой политики». Хотя спикер Александр Турчинов отказался подписать такое решение, но попытка ограничить права русскоязычных серьезно подлила масла в огонь возмущения жителей Крыма и Донбасса, протестовавших против захвата власти активистами Майдана.

Как выглядит социокультурная идентичность жителей Украины сегодня? Например, прозападный Центр Разумкова (финансируется на американские гранты и средства украинских олигархов) в своем аналитическом докладе «Консолидация украинского общества» (декабрь 2016 года) так характеризует ситуацию:

— 69% опрошенных назвали родным украинский язык;

— 2% — другие языки.

Насколько можно верить этим цифрам? Тем более, что уточняющий вопрос — на каком языке опрошенный общается дома? — показывает другую картину:

— 55% преимущественно на украинском;

— 41% — преимущественно на русском;

— 1% — на другом языке.

Но монополия украинского языка и культуры — это официальная политика майданной власти, которая установилась в феврале 2014 года при поддержке США. Поэтому власть старается вытеснять русский язык из обихода. Например, начиная с 1 января 2017 года, украинские власти не разрешают ввозить на территорию Украины любую литературу, напечатанную в РФ (соответствующий закон подписал 30 декабря 2016 года президент Петр Порошенко).

Стоит уточнить, что скорее речь идет о галичанском диалекте, а не о литературном украинском или полтавской версии. В частности, украинские СМИ не первый год приучают аудиторию к галичанским словам вроде «геликоптер» (вертолет) или «этер» (эфир).

Зачем такой проект появился сейчас? Наиболее жизнеспособная версия — депутаты вбросили традиционное «яблоко раздора» с прицелом на свою целевую аудиторию в виде майданного, патриотического и радикального избирателя. Свежие слухи о том, что досрочные выборы в Верховную Раду состоятся в октябре 2017 года, всколыхнули украинских политиков и партийные проекты. Например, радикальные политики во главе с депутатом Семеном Семенченко (Facebook-командир батальона «Донбасс», фракция «Самопомощь») перекрыли железнодорожные пути, объявив продуктовую блокаду Донбасса. По информации внутренних источников, владельцы политической партии «Оппозиционный блок» активно обсуждают процедуру «развода» и запуска двух новых проектов. Администрация президента Порошенко находится в раздумьях, какие технические проекты стоит запустить в преддверии возможных выборов в Раду. Радикалы бросились блокировать офисы банков с российским капиталом в Киеве, но после полудня 30 января сняли осаду.

Инициатива установить принудительную монополию «державной мовы» и ввести «языковую инкцивизию» — из той же серии предвыборного пиара. Причем главная цель — это не столько принять закон, сколько максимально громко говорить об этом.

eadaily.com