Новое в законе о митингах

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

С изменениями и дополнениями от:

8 декабря 2010 г., 7 февраля, 8 декабря 2011 г., 8 июня 2012 г., 21 июля, 4 октября 2014 г., 2 мая 2015 г., 9 марта, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г.

Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

19 июня 2004 года

Закон направлен на урегулирование отношений, возникающих при организации и проведении гражданами РФ, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых в порядке реализации своих прав, закрепленных в законодательстве РФ. Определяется правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения.

Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 22 июня 2004 г. N 111, в "Российской газете" от 23 июня 2004 г. N 131, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 292-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 344-ФЗ

base.garant.ru

Заключение общественного совета

Законом вводится новая статья Уголовного кодекса 212.1 о неоднократном «нарушении установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Разработка законопроекта началась вскоре после украинских революционных событий, в частности, столкновений между протестантами и полицейскими силами в Киеве. На данный момент известно о четырех уголовных делах против активистов в рамках новой ст. 212.1 УК. Все административные правонарушения, вменяемые подозреваемым, сводятся к участию в мирных публичных мероприятиях или не требующих согласования одиночных пикетах. Ильдар Дадин был помещен под домашний арест, а затем приговорен к трем годам колонии. Трое других находятся под подпиской о невыезде.

Закон и его содержание

Законом вводится новая статья Уголовного кодекса 212.1 о неоднократном «нарушении установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Наказания по этой статье варьируются от штрафов (от 600 тысяч до 1 миллиона рублей) до лишения свободы (до 5 лет). Также в виде наказания предусмотрены обязательные работы до 480 часов, исправительные работы от одного года до двух лет и принудительные работы на срок до пяти лет.

Кроме того, законом вводятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые повторяют ту же норму о наказании за неоднократное нарушение законодательства о митингах, но в административном порядке: в рамках ст. 20.2 КоАП за «повторные» нарушения предусмотрены штрафы от 150 до 300 тысяч рублей, административный арест и обязательные работы. Одновременно в ту же статью в качестве наказания за однократное нарушение правил проведения публичных мероприятий их участниками или организаторами вводится административный арест до 20 суток. Дополнительно к этому, в ст. 19.3 КоАП («О неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции») вводится специальная часть о соответствующих нарушениях в условиях публичного мероприятия, что также наказывается административным арестом до 30 суток.

Общественно-политический контекст

Разработка законопроекта началась вскоре после украинских революционных событий, в частности, столкновений между протестантами и полицейскими силами в Киеве. Официально авторы идеи в пояснительной записке к законопроекту объясняли необходимость ужесточения наказания тем, что гарантированное основным законом право на мирные собрания должно быть ограничено, чтобы не нарушать другие конституционные права и свободы. Прежде всего, по мнению депутатов, необходимо защитить общество от «несанкционированных» акций с помощью «профилактических мер» против «повторности совершения правонарушений». Непосредственно в качестве примера подобных правонарушений депутаты приводят акцию 24 февраля 2014 года у Замоскворецкого суда в день вынесения приговора по «Болотному делу», на которой полиция задержала несколько сот человек.

То, что закон является реакцией на украинские события, разработчики не скрывали: один из авторов законопроекта, депутат от «Единой России» Александр Сидякин, объяснял идею нового закона просто: «Я не хочу, чтобы улицы российских городов превращались в улицу Грушевского».

Новый закон стал продолжением политики третьего президентского срока Владимира Путина по жесткому подавлению протестов и ограничению свободы собраний. За два года до принятия анализируемого закона тот же депутат Сидякин после разгона «Марша миллионов» на Болотной площади 6 мая 2012 инициировал появление резонансного «закона о митингах», повысившего штрафы за нарушения на публичных мероприятиях в 20 раз и вводившего административную ответственность за «одновременное массовое пребывание».

Вводимая законом новая статья 212.1 УК предполагает двойное наказание за одно и то же правонарушение: сначала в административном порядке, затем — в уголовном. Наличие трех ранее утвержденных решением судов административных правонарушений является единственной причиной для возбуждения уголовного дела.

По сути, новая уголовная статья приравнивает неоднократность правонарушения к отдельному преступлению, в то время как повторность нарушений не является квалифицирующим признаком состава преступления, но исключительно — личности правонарушителя. Характеристика личности учитывается судом для решения об индивидуализации наказания в рамках, предусмотренных теми статьями Уголовного и Административного кодексов, которые регулируют соответствующие преступления.

Запрет на повторное наказание за одно и то же преступление является основополагающим принципом права, и подобная практика напрямую запрещена как Конституцией России, так и Уголовным и Административным кодексами.

Несоразмерность наказания

Новые нормы как уголовной, так и административной ответственности за нарушения на публичных мероприятиях крайне тяжелы и не соответствуют степени общественной опасности подобных правонарушений. Сама по себе неоднократность правонарушения никак не сказывается на степени их опасности: она характеризует личность, а не деяния.

При этом правоприменительная практика по ст. 20.2 КоАП показывает, что под «нарушением установленного порядка проведения» публичных мероприятий полиция и суд в большинстве случае имеют в виду участие в мирных, но заранее не согласованных с властями акциях, не наносящих никакого общественного вреда.

Стоит отметить, что нововведения в Административном кодексе практически приравнивают задержанных на публичных мероприятиях к террористам: ранее российское законодательство предусматривало административный арест только в пределах 15 суток, делая исключения только для правонарушений, связанных с нарушением режима чрезвычайного положения или контртеррористической операции.

Действовавшие до принятия анализируемого закона нормы российского законодательства о митингах уже предусматривали существенные санкции против участников и организаторов публичных мероприятий в случае нарушения ими правил их проведения (штрафы до 30 тыс. рублей), предоставляя правоохранительным органам достаточный законодательный инструментарий для профилактики подобных нарушений.

Кроме того, в случае действительно серьезных правонарушений в контексте публичных мероприятий в российском законодательстве уже существует целый ряд уголовных статей, активно применяющихся против участников митингов и акций — это комплекс антиэкстремистского законодательства и статья 212 УК «О массовых беспорядках». Кроме того, против участников публичных мероприятий регулярно применяются ст. 318 УК («Применение насилия в отношении представителя власти») и 213 УК («Хулиганство»). Стоит отметить, что и применение этих статей в подавляющем количестве случаев носит неправомерный характер.

Несмотря на это, закон не только вводит новые жесткие меры против потенциальных правонарушителей, но и несколько раз повторяет эти нормы: наказания за повторные нарушения дублируются и в Административном, и в Уголовном кодексах, а административный арест по подобным нарушениям вносится в целый ряд статей Административного кодекса (20.2, 20.2.2, 19.3).

Правоприменительная практика

Согласно как официальным разъяснениям МВД, так и уже сложившейся судебной практике, уголовные дела против участников публичных мероприятий по нововведенной статье 212.1 УК возбуждаются в случае наличия четырех нарушений правил проведения публичных мероприятий и как минимум трех обвинительных судебных решений по соответствующей ст. 20.2 КоАП.

При этом сложившаяся за последние годы судебная практика по ст. 20.2 КоАП показала не только обвинительный уклон, но и крайнюю небрежность судов при рассмотрении подобных административных дел: заседания суда могут длиться всего несколько минут, зафиксированы сотни случаев, когда суды отказываются принимать ходатайства или доказательства защиты или обвиняемого, суды могут проходить в отсутствие обвиняемого. В целом, в подавляющем количестве зафиксированных случаев решения судов по данным делам основываются исключительно на протоколах об административных нарушениях, составляемых сотрудниками полиции при задержании участников публичных мероприятий. После подобного рассмотрения административных дел именно судебные решения по ним ложатся в основу уголовного преследования.

Ограничение права на свободу собраний

Свобода собраний — это одна из форм общественного контроля, являющегося, в свою очередь, одним из важнейших институтов функционирования сильного гражданского общества. Все вводимые нормы и, прежде всего, введение уголовной ответственности, существенно ограничивают право граждан на свободу собраний, гарантированную Конституцией России. Более того, согласно Европейской конвенции по правам человека, являющейся частью российского законодательства, свобода собраний может быть ограничена только в том случае, если это «необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений». В данном случае введение уголовной ответственности за ранее совершенные административные преступления не может быть обосновано интересами национальной безопасности, поскольку для ее защиты в российском законодательстве уже существует множество значительно более проработанных законов и норм, а публичные мероприятия в России в 99,9% случаев носят подчеркнуто мирный характер.

Последствия принятия

На данный момент известно о четырех уголовных делах против активистов в рамках новой ст. 212.1 УК: это дело против 76-летнего Владимира Ионова (среди прочих правонарушений ему вменили задержание на одиночном пикете с плакатом «Je suis Charlie»), Марка Гальперина, Ильдара Дадина и Ирины Калмыковой. Все административные правонарушения, вменяемые подозреваемым, сводятся к участию в мирных публичных мероприятиях или не требующих согласования одиночных пикетах. Ильдар Дадин был помещен под домашний арест, а затем приговорен к трем годам колонии. Трое других находятся под подпиской о невыезде.

Кроме того, в рамках обновленной ст. 20.2 КоАП Марк Гальперин был оштрафован на 200 тысяч рублей, а Владимир Ионов — на 150 тысяч рублей. Начала применяться и норма об административных арестах.

Несмотря на то что на данный момент наиболее жесткие нормы анализируемого закона применяются нечасто, их введение уже серьезно затрудняет реализацию права на свободу собраний, а конкретные уголовные дела демонстрируют всем потенциальным участникам публичных мероприятий неприемлемый уровень риска.

В течение 2015 года были возбуждены, по меньшей мере, четыре дела по введенной законом уголовной статье о неоднократном нарушении правил проведения публичных мероприятий. Первый приговор по ней был вынесен в декабре 2015 года: московский активист Ильдар Дадин был приговорен к трем годам колонии за участие в четырех мирных протестных акциях, преимущественно – в одиночных пикетах, не требующих предварительного согласования. Назначенное судьей наказание оказалось даже более суровым, чем того требовал прокурор.

Еще три дела, заведенных на участников публичных мероприятий в Москве – Владимира Ионова, Марка Гальперина и Ирину Калмыкову, – пока не рассмотрены. Ионов и Калмыкова в октябре-декабре 2015 года покинули территорию России.

Активно применяется и введенная законом восьмая часть статьи 20.2 КоАП, предусматривающая наказание за «повторное» нарушение на публичном мероприятии. 16 января 2015 года по ней впервые судили Марка Гальперина и Владимира Ионова, дважды за несколько дней задержанных на Манежной площади – сначала на одиночном пикете, а затем на выходе из метро недалеко от места народного схода в поддержку Олега и Алексея Навальных. Ионов был оштрафован на 150 тысяч рублей, Гальперина же суд постановил арестовать на рекордные 30 суток.

Длительные административные аресты и многотысячные штрафы по восьмой части статьи 20.2 КоАП суды продолжают присуждать в течение всего года. В январе на 30 суток был арестован Александр Шелковенков, один из задержанных на акции в поддержку Надежды Савченко. В феврале на 15 суток был арестован Алексей Навальный, которому вменили задержание во время раздачи листовок с информацией о готовящемся «Антикризисном марше», а также задержание в феврале 2014 года в день вынесения приговора по «Болотному делу» (на тот момент ужесточающие поправки еще даже не были внесены в Госдуму). В октябре за «повторное» нарушение на 150 тысяч рублей была оштрафована Ирина Калмыкова, участвовавшая в серии одиночных пикетов. В январе 2016 года суд признал виновным в «повторном» нарушении координатора протестных акций дальнобойщиков в Оренбурге Алексея Губанцова – с учетом смягчающих обстоятельств, – наличия несовершеннолетнего ребенка, небольшого дохода и кредитов, – ему был выписан штраф в 75 тысяч рублей.

Происходит дальнейший рост штрафов для участников публичных акций. По данным Судебного департамента Верховного суда РФ, средний размер штрафа по статье 20.2 КоАП составил в первой половине 2015 года 13 718 рублей. Средний штраф за аналогичный период 2014 года равнялся 10 441 рублю.

Кроме того, закон добавил возможность административного ареста почти по всем частям статьи 20.2 КоАП, в результате чего суды гораздо чаще стали выбирать эту санкцию для участников публичных мероприятий. По данным Судебного департамента, в первой половине 2015 года арестами сопровождалось 16% процентов обвинительных решений по статье 20.2 КоАП (по сравнению с 1% за первое полугодие 2014 года).

Наконец, возможность ареста теперь позволяет полиции удерживать задержанных участников публичных мероприятий дольше положенных трех часов, в результате чего их начинают регулярно оставлять в ОВД на ночь.

sanatsia.com

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 61-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 26 февраля 2016 года

Одобрен Советом Федерации 2 марта 2016 года

Внести в Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2485; 2010, N 50, ст. 6602; 2012, N 24, ст. 3082; 2015, N 18, ст. 2617) следующие изменения:

а) пункт 4 после слова "передвижения" дополнить словами ", в том числе на транспортных средствах,";

б) пункт 6 дополнить словами ", а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции";

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.";

б) часть 1 1 после слов "не требуется" дополнить словами ", за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию".

rg.ru

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

Изменения и поправки

Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

7) уведомление о проведении публичного мероприятия — документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

8) регламент проведения публичного мероприятия — документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа;

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, — земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия

Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

1) законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном мероприятии.

Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия

Статья 4. Организация публичного мероприятия

К организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Статья 5. Организатор публичного мероприятия

1. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

2. Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

3. Организатор публичного мероприятия имеет право:

1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.

4. Организатор публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;

2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Статья 6. Участники публичного мероприятия

1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

2. Участники публичного мероприятия имеют право:

1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;

3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия

1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Статья 8. Места проведения публичного мероприятия

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 9. Время проведения публичного мероприятия

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Статья 10. Предварительная агитация

1. Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

2. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.

3. Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина.

4. Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.

5. В случае отказа организатора публичного мероприятия от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которым подано уведомление о проведении данного публичного мероприятия, о принятом решении.

Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия

1. Материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия осуществляется его организатором и участниками за счет собственных средств, а также за счет средств и имущества, собранных и (или) переданных для проведения данного публичного мероприятия, если федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации не установлено иное.

2. Полномочия участников публичного мероприятия, осуществляющих материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия, должны быть письменно удостоверены его организатором.

Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

2. В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

1. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления имеет право:

1) требовать от организатора публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;

2) принимать решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

2. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязан:

1) присутствовать на публичном мероприятии;

2) оказывать организатору публичного мероприятия содействие в его проведении;

3) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Статья 14. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел

1. По предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.

2. Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:

1) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);

2) требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;

3) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.

3. Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:

1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;

2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия

1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия

1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:

1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Неисполнение законных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия

Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия

1. Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

2. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

3. Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.

Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Солидарность и коллективные действия

Троечники наши законодатели. Мало того, что их разум создал закон о массовых мероприятиях 2004 года с чудной дырой, которую неясно даже судам, как заполнять (о чем см. ниже) — они еще одну штуку уже сейчас пропустили. Цитирую новейшую стать. 20.2-2. Подчеркивание ниже мое.

"Статья 20.2 2 . Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка. 1. Организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -влекут. "

Иными словами, статья формально криминализует просто нахождение гражданина в одном месте со многими другими гражданами, если хоть кто-то из них нарушил общественный порядок так, что это нарушение можно рассматривать как следствие массовости нахождения в общественном месте. К примеру, если в вагоне и на перроне метро очень много народу и из-за тесноты один человек поссорился с другим и дал ему тут же в физиономию — то все, пребывающие в том же локусе, могут по всем законам русского языка рассматриваться как "участники массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, повлекшего за собою. " — и нести соответствующую ответственность. Во избежание такого абсурда придется давать аршинный юридический комментарий к понятию "участие в массовом одновременном пребывании", прописывая, что просто нахождение среди участников в том же месте — это еще не "участие" в нем, а "участие" — это.

попадет, к примеру, любой гражданин, призвавший сокурсников после экзамена: "Айда в кафе все!" Если после этого кто-то из пришедших туда сокурсников причинит там вред местному кустику при кафе, то будет затруднительно избежать признания того, что этот случай покрывается понятием "массовое одновременное пребывание в общественном месте, повлекшее за собой ущерб насаждениям" — а стало быть, тот, кто призвал их всех идти в кафе, должен нести ответственность по пункту о призыве к одновременному массовому пребыванию в. повле.

А одно из требований "настоящего Федерального закона" (ст. 3) гласит: "Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах: 1) законность – соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации. "

Итак, если лозунг моего мероприятия — " бей нганасан и велосипедистов", то он идет против ряда законов РФ, а значит, нарушает требование статьи 3 закона о митингах и пр. (по каковой статье всё в моем митинге должно отвечать законам РФ), а значит, согласно ст.12.1 того же закона, местный орган власти _обязан_ предложить мне устранить несоответствие формы заявленного мной мероприятия (лозунга его) требованиям 3 статьи того же закона о соответствии моего митинга прочим законам.

andrey-konoval.livejournal.com